Программные задачи:
Образовательные:
- формировать представления о нашей стране;
- расширять знания детей о государственной символике России.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь по теме;
- формировать умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Воспитательная:
- воспитывать любовь и уважение к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Оборудование: карта России, сюжетные картинки по ходу занятия; картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты; изображения флага, герба России, запись гимна России.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети садятся за столы. Логопед читает стихотворение:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
- Сегодня на занятии мы поговорим о нашей Родине.
2. Вводная беседа.
- Что такое Родина? (Выслушиваются ответы детей.)
Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А что такое Родина? Родина значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в котором мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения. Послушайте стихотворение о Родине.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Место, где родился человек, - город, село, деревню – называют малой родиной. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с тёплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. У каждого человека есть еще одна родина. Большая родина – это наша великая страна – Россия! А все мы россияне. Родина – это леса, реки, моря, горы, степи, горда. Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.
Каждая страна имеет свою историю; людей, прославивших её; войска для защиты народа; свои традиции. И каждая страна имеет своего президента. Кто же является президентом Российской Федерации? (Владимир Владимирович Путин).
У каждой страны есть флаг, гимн, и герб.
На нашем российском флаге три полосы. Что означают цвета на нашем флаге? ( Ответы детей.) Что означает белый цвет? (Белый цвет – цвет чистоты и справедливости. Он говорит о том, что наша страна очень миролюбивая).
- Что означает синий цвет? (Синий - это цвет верности, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.)
- Что означает красный цвет? (Красный - цвет силы, цвет крови людей, пролитых за Родину.)
- Где и когда вывешивают флаг нашей страны? (Флаг вывешивают на зданиях, на серьёзных Государственных мероприятиях, на соревнованиях).
- Давайте вспомним, что такое гимн? (Это главная песня страны.)
- Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаём во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.
- А в каких случаях звучит гимн, когда его включают? (В торжественных случаях, на соревнованиях.) Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России. (Звучит гимн.)
- А сейчас я хочу поговорить с вами о другом нашем символе – о гербе России. Посмотрите, что вы видите на гербе России, давайте рассмотрим его. На нашем гербе мы видим птицу – это орёл. Орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- В центре орлов всадник - Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
- Флаг, герб и гимн – это официальные символы России. А ещё у России есть неофициальные символы. (Логопед выставляет картинки.) Это Кремль, Красная площадь, русская берёзка, матрёшки, балалайка, медведь, валенки. При виде изображений этих предметов сразу представляешь Россию.
3. Координация речи с движением.
Вижу чудное приволье,
вижу нивы и поля, -
это русская природа,
это Родина моя.
Вижу горы и долины,
вижу степи и луга, -
это русское раздолье,
это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
слышу трели соловья, -
это русская сторонка,
это Родина моя. (Приставляют правую ладонь ко лбу «козырьком», смотрят вправо-влево.)
(Разводят руки в стороны перед собой.)
(Ставят руки на пояс.)
(Сводят руки над головой - «гора».)
(Плавно опускают перед собой сведённые руки ладонями вниз.)
(Разводят руки в стороны перед собой.)
(Ставят руки на пояс.)
(Прикладывают поочерёдно правую и левую руки к уху, прислушиваются.)
(Разводят руки в стороны перед собой.)
(Ставят руки на пояс.)
4. Игра «Какой, какая, какие?».
Город в России. (Российский город.)
Деревня в России. (Российская деревня.)
Паспорт гражданина России. (Российский паспорт.)
Москва – столица России. (Российская столица.)
Народ, который живёт в России. (Российский народ.)
Памятники России. (Российские памятники.)
5. Упражнение «Подбери признаки».
Наша Родина (какая?) – необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.
- Что нужно делать, чтобы она такой оставалась? (Любить, беречь, защищать, сохранять богатства.)
- Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества.)
6. Игра «Животные и растения родного края».
Пополнение знаний детей о своей Родине.
Найти животных, растения и птиц, которые живут на территории России. Детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты.
7. Пословицы и поговорки о Родине.
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну.
Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за неё постоять.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов. (Выучить 2-3 пословицы.)
III. Итог занятия.
- О чём мы говорили сегодня на занятии? (О нашей Родине.)
- Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её глубоко и нежно и беречь.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"