В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых - обучении.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Значение связной речи в жизни ребенка очень велико.
В первую очередь, качество речи определяет готовность дошкольника к школьному обучению.
Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего первоклассника: его ответы у доски, пересказы, написание сочинений, изложений и т.д.
И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.
Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через пересказ литературного произведения, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Очень важно развивать речевую активность детей, выразительность речи, расширять активный и пассивный словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих мыслей, впечатлений.
Если ребенок научился складывать слова в предложения, может отвечать на вопросы и умеет их задавать, это еще не значит, что он «хорошо говорит». Речь необходимо развивать, совершенствовать, пополнять словарный запас, и делать это можно в игровой форме. Игра- важная часть познавательной жизни ребенка. Играя, ребенок учится находить общий язык с окружающим миром, развивает память, внимание, ловкость и активность. Развитие связной речи осуществляется во время игры, простых высказываний, которое со временем перетекает в простой пересказ коротких произведений и доводится до самостоятельного творческого высказывания. Наша задача - научить ребенка правильно играть, а занятие превратить в творческую и увлекательную игру.
Игровые упражнения, представленные вашему вниманию, направленные на обучения ребенка четкому и правильному звукопроизношению, темпа речи, дикции, силы голоса, то есть всех тех элементов, что необходимы для всестороннего развития речи.
«В огороде»
Цель: научить описывать предметы, выделять и называть их признаки.
Вам потребуются: муляжи: огурец, помидор, лук, чеснок, морковь.
Ход игры. Сложить овощи в корзину, а затем доставать по одному, называть, что за овощ, затем описать выбранный овощ. Ребенку следует называть характерные признаки помидора, например: «Это помидор. он красный, круглый, сочный, гладкий».
«Где живут животные?»
Цель: научить грамотно составлять предложения, расширять кругозор, развивать память и внимания.
Вам потребуются: предметные картинки с изображениям воробья, белки, собаки, мышки, коровы, лисы.
Ход игры. Разложите на столе картинки, выберите одну, например с изображением белки, и четко произнесите: «Белка живет к конуре. Правильно?» «А где же живет белка?» Ребенок должен ответить развернуто «Белка живет в дупле». Затем выбирать другие картинки и снова намеренно путайте домики животных. Ребенок должен исправить вас.
«Сравни»
Цель: научить соотносить предметы с разными характеристиками и описывать их.
Вам потребуются: разные игрушечные автомобили.
Ход игры. Предложить ребенку рассмотреть автомобили и рассказать, чем оно отличаются. Например, ребенок говорит: «Это грузовик, у него желтая кабина, большие колеса и кузов. Грузовик перевозит щебень, песок» или «Это легковой автомобиль. Он яркий, красного цвета, у него нет кузова, но есть багажник и четыре дверцы».
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"
«Поехали кататься»
Цель: научить строить развернутые предложения, пополнять словарный запас, развивать память и внимания.
Вам потребуются: игрушечный ежик, медвежонок, зайчик, волк, предметные картинки с изображениям магазина, автозаправки, станции, больницы, аптеки, музея; игрушечный грузовик, маленькие игрушки.
Ход игры. Игрушки посадили в кузов грузовика, предметные картинки разложили на столе. Обсудите с ребенком, какая игрушка куда поедет. Спросить у ребенка: «Куда едет ежик?» «Что будет покупать ежик в магазине?» Теперь задайте такие же вопросы о других пассажирах грузовика.
Следить за тем, чтобы ребенок отвечал полным ответам на ваши вопросы.
Я думаю, что предложенные мной игры вам помогут научить своего ребенка строить простые, а потом развернутые предложения.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовке к обучению в школе.