Программные задачи:
Актуализировать знания детей о базовых национальных ценностях – познакомить детей с православным храмом, его значением в жизни людей;
Формировать у детей элементарные представления об архитектуре православного храма;
Развивать творческую активность детей на основе духовности;
Развивать умение сочетать красоту мира, эстетическое восприятие, способность передавать красоту храма.
Дать возможность применить на практике раннее полученные художественные навыки;
Стимулировать работу детей в самостоятельной творческой деятельности на основе впечатлений, полученных в ходе НОД;
Мотивировать детей заниматься творчеством в повседневной жизни;
Воспитывать высокие нравственные качества: толерантность, любовь к Родине.
Методы и приемы: словесные: беседа, вопросы, загадка; наглядные: просмотр слайдов, с изображением храмов; практические: самостоятельная деятельность детей по выполнению практических заданий.
Предшествующая работа:
Чтение художественной литературы; экскурсии с родителями в храм (церковь).
Технические средства, оборудование: ноутбук; проектор; интерактивная доска; слайды с изображением храмов и других зданий; аудио запись со звоном колоколов.
Раздаточный материал: альбомные листы формата А4 с готовым фоном; краски гуашь; палитры; губки (поролон); трафареты; кисти мягкие, салфетки, баночки с водой.
ХОД
1. Организационный момент
Наши умные головки
Будут думать очень ловко.
Ушки станут слушать,
Язычок наш говорить.
Ручки будут рисовать,
Ножки будут топотать.
Спинки выпрямляются,
Все друг другу улыбаются.
2. Мотивация: введение в ситуацию
Педагог:
- Ребята, хочу сегодня пригласить вас на небольшую экскурсию по улицам нашего города. Внимательно посмотрите на экран и назовите здания, которые вам знакомы.
3. Актуализация опыта детей
(Дети рассматривают здания и называют их: школа, поликлиника, детский сад, кинотеатр, магазин, жилой дом и т.д.)
- Молодцы, все верно. А сейчас я загадаю загадку, а вы скажите мне, о каком здании сейчас пойдет речь.
Загадывание загадки на фоне звучит звон колоколов:
Это дом – не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола
Звонкие колокола! (Ответ детей)
- Молодцы, ребята. Вы радуете меня своими ответами. Конечно, это храм или церковь. (Слайды с изображением храмов нашего города)
- Так, что же такое храм? Кто знает? Что это за место? Для чего туда ходят люди?
(Ответы детей)
- В храме мы видим священника и других людей. Знакомых и незнакомых, они приходят сюда помолиться за себя, своих родных, друзей и просто хороших людей, живущих на земле.
- Храм, это особое здание. Он не похож ни на одно современное строение. Православные храмы бывают большими и маленькими, деревянными, каменными и даже бетонными. А некоторые похожи на настоящий торт, как собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, другие строгие и белые, как храм Покрова на Нерли недалеко от города Владимира.
- Давайте рассмотрим из каких частей состоит здание храма. (Рисунок-схема)
- Эта часть здания называется купол. У церкви бывает один купол или несколько. Три, пять и даже двенадцать. А церковь Преображения Господня на острове Кижи имеет целых двадцать два купола. Следующая часть называется – Барабан. Здесь, посмотрите, находятся окошки, но не для того, чтобы в них смотрели на улицу (они слишком высоко), а для того, чтобы сюда проникал свет с небес. Затем идет основная часть. В ней есть закомара (полукруглое завершение наружной стены) и портал (декоративное оформление, вход в здание). А также нижнее основание храма.
4. Затруднение в ситуации
- Сегодня мы познакомились с архитектурой храма и я предлагаю нарисовать его. Согласны попробовать свои силы? (Ответы детей)
- Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного отдохнем. Становитесь рядом со своими стульчиками.
(Физ. минутка)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь,
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно.
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Шуметь не будем!
Лучше рисовать мы будем.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
5. Объяснение последовательности работы
- Рисовать мы будем с помощью трафаретов, губок и кисточек. Перед вами готовые трафареты, внутри которых с помощью губки и белой краски мы нанесем основной цвет. Затем нужно приложить трафарет купала и точно так закрасим его только желтой краской. Пока здание подсыхает, кисточка поможет рядом с храмом дорисовать деревья, дорожку. А затем прорисовать детали здания.
6. Самостоятельная творческая деятельность детей. В ходе работы индивидуальная, корректирующая деятельность педагога с детьми.
7. Осмысление РЕФЛЕКСИЯ
(Работы выставляются на мольберт, педагог подводит итог, в ходе которого с помощью системы вопросов помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.)
- Всем ли удалось справиться с работой?
- Какие испытывали трудности?
- Как, на ваш взгляд, кто сегодня потрудился хорошо?
- Настя, чей рисунок тебе понравился больше всего, почему?
- У вас получились прекрасные работы. Вы все молодцы, настоящие художники.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"