Организация профессиональной деятельности позволяет получить планируемые результаты работы. Повышение собственной профессиональной компетентности позволяет создать программно-методические, дидактические и материально-технические условия, необходимые для реализации стандарта, а также для развития социальной компетентности учащихся в практике преподавания дисциплин начальной школы.
Главными направлениями, реализуемые в педагогической деятельности являются педагогическая, методическая, внеурочная, деятельность классного руководителя.
В педагогической деятельности определенное место занимает использование элементов различных технологий:
Игровая технология (дидактическая игра).
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Способствует этому применение элементов совсем не новой для всех педагогов игровой технологии, которая используется мной на многих уроках. Это и дидактические игры, и игрушки, приходящие в гости, и уроки путешествия, и сюжетно-ролевые игры, это конкурсы, уроки-фантазии, кроссворды, которые разработаны по многим школьным темам. Решая кроссворды, ребята свободнее ориентируются в учебном материале, увереннее выступают на предметных викторинах и олимпиадах.
Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Тестовые технологии. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности применяемых решений. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации на уроках математики, окружающего мира в качестве проверки знаний и навыков используются мною постоянно.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Тестовые технологии. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности применяемых решений. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации на уроках математики, окружающего мира в качестве проверки знаний и навыков используются мною постоянно.
Технология выявления и поддержки одаренных детей - использование заданий повышенной сложности в качестве дополнительных заданий. Считаю очень важным уже в начальной школе формировать у учащихся самостоятельность, готовность отстаивать собственное мнение. Поэтому я формирую у детей навыки поисково-исследовательской деятельности. Использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке.
Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Она заключается в противоречии между имеющимся знанием и новой информацией, для объяснения которой этого знания мало. В ходе анализа данного метода ведения уроков я выявила положительные аспекты: учащиеся более осознанно и самостоятельно достигают правильных выводов. Это приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Это не просто технология, это творчество, научная фантазия, эксперимент, исследование, личное открытие, чтение специальной литературы. Под моим руководством ученик включается в поиск истины и достигает ее раскрытия собственными усилиями. Таким образом, ученик учится мыслить, овладевает способами умственных действий. Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Она заключается в противоречии между имеющимся знанием и новой информацией, для объяснения которой этого знания мало. Проблемная ситуация может быть поставлена как учителем, так и учеником. Считаю проблему, поднятую в течение урока учениками, наиболее значимой. Для этого планирую задания урока таким образом, чтобы во время урока такая проблема возникла, начинается поисковый режим. В условиях поискового режима я выступаю мотиватором внутренних возможностей учащегося, самостоятельной познавательной активности, основанной на интересе, успехе. Ученики видят цель своих действий, осознают необходимость в ее достижении, у них возникает внутренняя мотивация, что ведет к развитию учебных умений, ими приобретаются навыки творческого труда, формируются ключевые компетенции. В ходе анализа данного метода ведения уроков я выявила положительные аспекты: учащиеся более осознанно и самостоятельно достигают правильных выводов.
Таким образом, технология проблемного обучения способствует формированию и развитию базовых компетенций.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
1. Определение темы урока:
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого зна¬ка после шипящих на конце существительных»
- Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
Чем все эти слова похожи?
А чем слова отличаются?
- Над какой темой будем работать?
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)
Русский язык. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2. Разделите слова на 2 группы.
Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.
Вывод.
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Технология перспективно-опережающего обучения. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.
Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Формирование организаторских способностей учащихся.
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение). В первый класс многие дети приходят «почемучками», им все интересно, увлекательно. Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности не только в образовательные области, но и во внеурочную деятельность. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда. А родители видят и «открывают» своего ребенка, ведь многих никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью.
Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнения каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проект «Я познаю мир». Цель проекта – прививать любовь к родному городу, краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма,воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней; составить своеобразную копилку
фотографий, отражающие впечатления от поездок, экскурсий. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой, Интернетом. Собранный материал обрабатывается и проводится классный час, выступаем на родительском собрании, выступаем на муниципальном конкурсе исседовательских поректов « Эврика».
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ-технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. Овладение информационными технологиями дало мне возможность использовать обучающие компьютерные программы, в том числе с интерактивными формами обучения, использовать возможности Интернет, готовить мультимедийные презентации, в том числе для представления учебных проектов. Знание ИКТ помогло мне создать базы контрольных, тестовых заданий. Информационные технологии расширили мои возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, предоставляют ученику широкие возможности для реализации творческих способностей. Открытость информационных систем позволяет добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал. Модульность информационного материала дает возможность изменять любую компоненту системы (урока).
В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы.
Русский язык
Я использую мультимедийные презентации на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.
Математика
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
Окружающий мир
Я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. На уроках окружающего мира в 1 классе дети узнали «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему радуга разноцветная», «Почему поезда такие длинные», «Зачем летают в космос».
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Я заранее готовлю тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к учебнику. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята учатся создавать свои презентации начиная со 2 класса.
Технология портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных достижений ученика в определенный период его обучения. Я считаю, что технология портфолио помогает мне решить следующие педагогические задачи:
-поддерживать высокую мотивацию школьников;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
-содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения.
В своей деятельности совместно учениками и родителями, начиная с первого класса, я использую комбинированные варианты портфолио. Разделы у каждого ученика могут быть свои, индивидуальные. Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно оценочные средства. Каждый учащиеся моего класса имеет собственное портфолио за 1-4 класс, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты. Технологию портфолио я использую также для фиксирования результатов, накопления педагогических материалов и оценивания собственной деятельности.
А также важную роль в организации деятельности играет:
-организация образовательного процесса в разных формах: традиционный урок, урок-тренинг, урок-практикум, игровой урок, и т.д.;
-применение на уроках цифровых образовательных ресурсов;
-вовлечение учащихся в различные виды интеллектуально-творческой деятельности.
Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель технологии критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). В своей работе применяю следующие методы и приемы этой технологии: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), верные и неверные утверждения и другие.
А также важную роль в организации деятельности играет:
-организация образовательного процесса в разных формах: традиционный урок, урок-тренинг, урок-практикум, игровой урок, и т.д.;
-вовлечение учащихся в различные виды интеллектуально-творческой деятельности.
-применение на уроках цифровых образовательных ресурсов.
Разработаны и используются цифровые образовательные ресурсы, методы фиксации и оценивания учебных достижений обучающихся с использованием средств ИКТ, которые применяются в нашей школе не первый год.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно качество знаний по предметам (65-75%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
Список используемых источников:
1. Садикова Наталья Михайловна. Обеспечение качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий// Инфоурок,2017.
2. Мокеева Наталья Петровна. Анализ используемых педагогических технологий в начальной школе// Инфоурок,2023.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"