Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Цель: продолжать формировать у детей усвоение социальных ценностей.
Программные задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о правилах этикета при общении с окружающими людьми.
- Закреплять у детей знания вежливых слов.
- Развивающие:
- Формировать желание подражать добрым поступкам.
- Развивать у детей речь, внимание, память, общую моторику.
- Уточнить знания детей о правилах поведения в гостях.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей между собой.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, лепка.
Материалы и оборудование: игрушка Медвежонок в грязной одежде, одежда для разного времени года; для игры «Вежливый трамвайчик»: кепка и руль для водителя, сумка и фуражка для кондуктора, билетики; набор карточек на тему «Правила поведения в гостях»; пластиллин, доски для лепки, стеки, корзинка для готового угощения.
Предшествующая работа: чтение стихотворений А. Барто «Медвежонок – невежа», С. Маршака «Урок вежливости», рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», этические беседы «Слова – помощники», «Дошколята – воспитанные ребята», дидактические игры «Научись послушанию», «Так или не так?», рисование на тему «Моё настроение».
Ход:
Дети входят в группу, становятся в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам в группу. Давайте все вместе поприветствуем их.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:
- А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем,
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Дети вместе с воспитателем проговаривают стихотворение. За дверью раздаётся шум, крик, топот. Воспитатель открывает дверь и вносит в группу игрушечного медвежонка в грязной одежде.
Медвежонок:
- Я пришёл к вам играть. Вы мои друзья.
Воспитатель:
- Доброе утро. А Вы, простите, кто?
Медвежонок:
- Я.
Воспитатель:
- Извините, но мы сейчас заняты. Мы не можем с Вами поиграть.
Медвежонок (плачет, кричит):
- Хочу играть. Хочу друзей найти.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, медвежонок правильно себя ведёт?
Дети:
- Нет. Не правильно.
Воспитатель:
- Верно. Мне тоже не нравиться его поведение.
Воспитатель:
- А что медвежонок делает неправильно?
Дети:
- Медвежонок не поздоровался, когда вошёл.
- Он не сказал, как его зовут.
- Он кричит, капризничает.
- Медвежонок пришёл к нам в гости без предупреждения.
- У него грязная и порванная одежда.
Воспитатель:
Согласна с вами.
Воспитатель:
- А как можно назвать такого медвежонка одним словом? Какой он?
Дети:
- Невоспитанный. Некультурный.
Воспитатель:
- Совершенно верно.
Воспитатель:
- Извини, медвежонок, но здесь ты себе друзей не найдёшь. Наши ребята воспитанные, с тобой они дружить не хотят.
Медвежонок:
- Что же мне делать? В лесу со мной тоже никто не хочет дружить.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что надо сделать медвежонку, чтобы он нашёл себе друзей?
Дети:
- Медвежонок должен стать воспитанным.
- Он не должен капризничать.
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Медвежонок, ты хочешь стать воспитанным и найти себе друзей?
Медвежонок:
- Да. Очень хочу.
Воспитатель:
- Хорошо.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотели бы помочь медвежонку стать воспитанным?
Дети:
- Да. Хотели бы.
Воспитатель:
- Отлично.
Воспитатель:
- А что мы можем сделать, чтобы медвежонок стал воспитанным?
Дети:
- Мы можем научить его быть опрятным.
- Познакомим его с вежливыми словами.
- Научим его правильно вести себя в гостях.
Воспитатель:
Все верно.
Воспитатель:
- Тогда я предлагаю вам начать перевоспитывать медвежонка. Готовы?
Дети:
- Да. Готовы.
Воспитатель:
- Замечательно.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на одежду медвежонка. Какая она?
Дети:
- Одежда грязная. Она порвана.
Воспитатель:
- Верно.
Воспитатель:
- Что надо сделать, чтобы медвежонок стал выглядеть опрятным и аккуратным?
Дети:
- Умыться. Почистить зубы. Сменить одежду на чистую.
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Медвежонок, сначала мы с ребятами покажем тебе, как правильно умываться.
Пальчиковая гимнастика «Льётся чистая водица»
Дети имитируют движения по тексту.
Льётся чистая водица,
Мы умеем чисто мыться.
Пасту для зубов берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Воспитатель:
- Вот и стал наш медвежонок чистым. Что же сделать дальше?
Дети:
- Медвежонку надо переодеться в чистую непорванную одежду.
Воспитатель:
- Согласна.
Воспитатель:
- Таня, помоги, пожалуйста, медвежонку сменить одежду.
На столе перед ребенком лежит одежда разных сезонов. Ребенок должен выбрать одежду для осени и одеть её на медвежонка.
Воспитатель:
- Хорошо, Таня. Медвежонок умыт и переодет. Чему дальше мы будем его учить?
Дети:
- Мы научим медвежонка быть вежливым и говорить волшебные слова.
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам вместе с медвежонком поиграть в игру. Хотите? Готовы?
Дети:
- Хотим. Готовы.
Воспитатель:
- Хорошо. Тогда начнём.
Проводится игра «Вежливый трамвайчик».
Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.
В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.
Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась игра? А тебе, медвежонок, понравилось играть с ребятами?
Дети:
- Да. Очень понравилось.
Медвежонок:
- Мне тоже понравилось играть с ребятами.
Воспитатель:
- Отлично.
Воспитатель:
- Ребята, вы все молодцы. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дружба»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, воспитатель двигает лапками медвежонка.
По дороге мы идем, (дети шагают)
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень,
Мы под дубом посидим. (садятся)
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнём, (ложатся)
Потом дальше пойдём.
На лужайке поутру (дети становятся в круг)
Мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре (расходятся, бегают)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, (становятся в круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть. (встают и идут дальше)
Мы - веселые лучи. Мы резвы и горячи.
Воспитатель:
- Ребята, мы научили медвежонка быть опрятным и вежливым, а теперь я предлагаю вам рассказать ему, как правильно вести себя, когда приходишь к кому-нибудь в гости. Согласны?
Дети:
- Да согласны.
Воспитатель:
- Хорошо.
Проводится беседа «Как вести себя в гостях».
Воспитатель раздаёт детям карточки на тему «Правила поведения в гостях». Дети поочереди подходят к воспитателю и рассказывают медвежонку о том, что изображено на картинке.
Воспитатель:
- Медвежонок, ты понял, как надо себя вести, чтобы с тобой хотели дружить?
Медвежонок:
- Да. Понял.
Воспитатель:
- Это замечательно.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам слепить угощение для лесных зверят, чтобы медвежонок смог их угостить и подружиться с ними. Вы хотите?
Дети:
- Да. Хотим.
Воспитатель:
- Отлично.
Воспитатель:
- А какое угощение можно слепить?
Дети:
- Грибы для белочки.
- Морковь для зайчика.
- Рыбку для лисы и т. д.
Воспитатель:
- Верно.
Дети приступают к вылепливанию угощения для зверей, воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда всё готово, дети складывают угощение в корзинку и отдают медвежонку.
Воспитатель:
- Вот видишь, медвежонок, какие добрые и воспитанные у нас ребята. Ты понял, каким надо быть, чтобы с тобой хотели дружить? А ты тоже таким теперь будешь?
Медвежонок:
- Да, понял. Обязательно буду.
Воспитатель:
- Это хорошо.
Воспитатель:
- Ребята, медвежонку пора возвращаться в лес и искать себе друзей. Что мы должны сказать ему на прощание?
Дети:
- До свидания. До скорой встречи.
Воспитатель:
- Умницы.
Медвежонок благодарит детей за угощение, прощается, уходит.
Воспитатель:
- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости?
Дети:
- Невоспитанный медвежонок.
Воспитатель:
-Правильно.
Воспитатель:
- А для чего он приходил?
Дети:
- Чтобы найти друзей.
Воспитатель:
-Верно.
Воспитатель:
- А почему в лесу никто не хотел дружить с медвежонком?
Дети:
- Потому, что он был невоспитанным и грубым.
Воспитатель:
- Согласна.
Воспитатель:
- А что мы сегодня сделали?
Дети:
- Мы помогли медвежонку стать воспитанным.
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
-А как мы помогали медвежонку?
Дети:
- Мы научили медвежонка быть опрятным.
- Познакомили его с вежливыми словами.
-Рассказали о том, как правильно вести себя в гостях.
- Слепили угощение для лесных зверят.
Воспитатель:
- Всё верно.
Воспитатель:
- Вам понравилось сегодня играть?
Дети:
- Да. Очень понравилось.
Воспитатель:
- Замечательно.
Воспитатель:
- Вы все сегодня были умницами, хорошо потрудились. Я вами горжусь. На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"