ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ


Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных условий и средств формирования представлений детей 3-4 года о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формированием представлений о правилах дорожного движения у детей 3-4 года посредством чтения художественной литературы.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему: каковы возможности чтения художественной литературы как средства формирования у детей 3-4 года представлений о правилах дорожного движения?
Актуальность этой проблемы позволила сформулировать тему нашей работы.
Цель исследования – определить содержание работы по формированию у детей 3-4 года представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы.
Практическая значимость заключается в том, что описанная в работе педагогическая деятельность по формированию представлений у детей о ПДД посредством художественной литературы, может быть использована в работе воспитателей в дошкольной образовательной организации.
Подводя итоги исследования проблемы формирования представлений у детей 3-4 года о правилах дорожного движения, следует сделать ряд следующих выводов, что ребенок по психифизическим и возрастным особенностям испытывает недостаток представленний о ПДД, они представленны на слайде.
Изучив методики и сформировав цель и задачи мы пришли к выводу, о создании наглядно-дидактического пособия, который мог бы нам с малышами помочь закрепить изученный материал, методом чтения художественной литературы.
Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах рекомендовано проводить на занятиях познавательного цикла один раз в месяц, начиная со второй младшей группы. Закрепление полученных знаний осуществляется во всех видах детской деятельности: в виде наглядного материала, в процессе различных ролевых игр, проведении встреч с инспекторами ГИБДД.
Одним из компонентов создание предметно-окружающей среды, уголки ПДД, выставки книг на актуальную тему, различные стенды ПДД, которые были нами созданы в доу, представлены на фото.

К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективного закрепления изученного материала по средствам чтения художественной литературы по формированию представлений у детей о правилах дорожного движения, относятся так же экскурсии, эстафеты по ПДД, во время физической деятельности и на прогулке.
После всего выше указанного мы пришли к идее о создании наглядно-дидактического пособия такого как - лэпбук по ПДД своего рода «книга на коленях», или как его еще называют тематическая или интерактивная папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, игр, различных заданий в любой форме и на любую тему.

При создании лэпбука, а потом и во время работы с ним, дети добывают знания сами в процессе собственной исследовательской, познавательной и творческой деятельности.
Лэпбук является отличным способом закрепления определенной темы с детьми, осмысления содержания всей папки, ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того, лэпбук – это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Организация деятельности по созданию тематического лэпбука
1. Определившись с темой нашего лэпбука, мы составили подробный перечень тех дидактических игр и упражнений, наглядности, познавательного материала, который соответствует возрасту воспитанников и способствует реализации основной цели учебного пособия.
1. Создали макет - придумали, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов перечня, подбирали разные элементы, в которых будет размещена информация: кармашки, блокнотики, мини-книжки, книжки-гармошки, вращающиеся круги, конвертики разных форм, карточки, разворачивающиеся странички.
Начиная совместную деятельность с детьми и родителями по созданию лэпбука, наши родители оказали техническую (фото, видео) и информационную (сбор информации для лэпбука) поддержку для создания лэпбука. Мы совместно со своими наставниками и коллегами вырезали картинки с изображением дорожных знаков, рисовали виды транспорта, придумывали загадки о транспорте и правилах дорожного движения.
Мы постарались подобрать наглядный и дидактический материал так, чтобы дети могли закрепить имеющиеся них знания по правилам безопасного поведения на дороге, а также узнать много нового и интересного. Так же содержание лэпбука может изменяться и дополняться как самими детьми, родителями, так и педагогами.
Лэпбук можно использовать как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года. Содержание папки пополняется и усложняется ежемесячно. Весь наглядный, игровой материал эстетически оформлен, яркий, привлекает внимание детей, предназначен для длительного использования. Тщательный подбор и оформление заданий направлены на решение не только задач, касающихся темы «Правила дорожного движения», но и способствуют развитию коммуникативных навыков, связной речи детей, памяти, логического мышления, изобразительных навыков дошкольников, а так же стимулированию у детей познавательной активности.
Результатом работы по созданию и использованию в работе с детьми лэпбука «Правила дорожного движения» стало:
1. Дети познакомились с понятием «Лэпбук» и способами его изготовления, у них возникло желание помощи в изготовлении лэпбуков и по другим темам;
2. У детей сформировался интерес к исследовательской, познавательной и творческой деятельности в ходе подбора и оформления заданий, материалов для лэпбука, продолжать обновление и пополнение информации в лэпбуке;
3. Систематизировались знания детей о видах транспорта, дорожных знаках, правилах поведения на дороге и улице;
4. В ходе работы над лэпбуком, последующего его использования дети стали более коммуникативными, научились договариваться, учитывать мнение других детей.

Таким образом, организация образовательного процесса с использованием лэпбука способствовала развитию познавательной деятельности дошкольников младшего дошкольного возраста. В ходе реализации разработанного наглядно-дидактического особия лэпбук мы воспитывали у детей культуру поведения и дорожную этику, используя художественную литературу (стихи, загадки, рассказы о правилах дорожного движения) при обучении детей безопасному поведению на дороге. Основными формами работы стали чтение детской художественной литературы, беседа по содержанию произведений, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок.
Одним из наиболее эффективных методов является использование художественной литературы в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 3-4 года. Художественная литература образно объясняет поведение на улице, этим самым расширяя жизненный опыт ребёнка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их чувства, поступки героев, произведения художественной литературы заставляют ребёнка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы.
Таким образом, художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Именно поэтому художественная литература так активно используется для расширения знаний детей по правилам дорожного движения, ознакомления их с предметами и явлениями, выходящими за рамки личного опыта, для закрепления полученных ранее знаний. А помогает закрепить полученные знания Лэпбук по ПДД.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).