Аннотация: в данной статье представлен опыт работы, направленный на развитие мелкой моторики у младших дошкольников в совместной деятельности с родителями по созданию игрушек для пальчиковых игр.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, поэтому разнообразные действия руками, пальчиковые игры помогают стимуляции процессу речевого и умственного развития младшего дошкольника, так как развитие мелкой моторики руки находится в непосредственной связи с развитием речи и мышлением младшего дошкольника.
Так же важно отметить, что игры с пальчиками позволяют создать благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность младшего дошкольника.
Выполняя пальчиковые игры, сопровождаемые короткими стихотворными строчками, речь младшего дошкольника становится чёткой, ритмичной, яркой, и усиливается контроль за выполняемыми движениями. Нельзя не отметить и развитие памяти младшего дошкольника, ведь именно в игровой форме он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия, дошкольник который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
К сожалению, современные родители очень прохладно относятся к пальчиковым играм и их влиянию на всестороннее развитие младшего дошкольника, поэтому первым шагом в работе по развитию мелкой моторики у младших дошкольников моей группы была агитация родителей на создание родительского клуба «Театр пальчиковых игр».
Начальным этапом было проведение родительского собрания на данную тему, в котором были представлены веские доказательства важности развития мелкой моторики у младшего дошкольника посредством пальчиковых игр. Была представлена презентация, мы с детьми показали родителям интересные пальчиковые игры. В заключении родители были приглашены на первое заседание родительского клуба «Театр пальчиковых игр».
Хочу акцентировать преимущества клубной работы с семьями младших дошкольников: во-первых, клубная деятельность способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности, во-вторых, такая форма работы с семьями позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста.
Клубная форма взаимодействия ДОО и семьи «Театр пальчиковых игр» представляет собой увлекательную современную модель работы по привлечению родителей будущих первоклассников к деятельному участию в образовательном процессе, содействует упрочению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, повышению интереса родителей к работе ДОО, воспитанию и развитию детей, совершенствованию детско-родительских отношений.
На первом заседании было решено изготовить игрушки для пальчиковой игры «Семья». На первое заседание пришло 9 мам, совместно с детьми (они раскрашивали маркерами лица человечков) мы изготовили красивые кольца-игрушки для данной пальчиковой игры и конечно же поупражнялись в пальчиковой игре. Ее немного видоизменили.
Пальчиковая игра "Семья"
Родители отметили, что дети с удовольствием играют дома в данную пальчиковую игру.
Второе заседание было посвящено фруктам, дети также раскрашивали фрукты, помогали мамам клеить.
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин (одевает апельсин, кланяется)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, (одевает апельсин, кланяется)
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, (одевает абрикос, кланяется)
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, (одевает груша, кланяется)
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, (одевает ананас, кланяется)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)
Данная пальчиковая игра помогла не только запомнить названия фруктов, но и улучшить аппетит, по словам родителей, дети начали с удовольствием есть данные фрукты.
На третьем заседании родителей стало значительно больше и мы с родителями сделали игрушки - кольца для пальчиковой игры «Котята», немного видоизменив. Дети раскрашивали котят, мамы клеили.
Пальчиковая игра «Котята»
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят: (мамы одевают котят на пальчики)
Два толстых (выбирают рыжих толстых котят)
два ловких (выбирают рыжих толстых котят)
Два длинных, (выбирают полосатых котят)
два хитрых, (выбирают белых толстых котят)
Два маленьких самых и самых красивых (выбирают чёрных котят)
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Эта игра очень понравилась детям и взрослым, также дети очень хорошо запомнили прилагательные (толстые, ловкие, длинные) и безошибочно их находили.
Четвёртое заседание мы решили обыграть пальчиковую игру «Апельсин». Родителей стало ещё больше и мы приступили к созданию игрушек-колец для обыгрывания, дети также были активными участниками, они уже только помогали мамам в раскрашивании, но и самостоятельно клеили кольца. Игру мы тоже немного изменили.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин (апельсин у мамы)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (надеваем кольцо ёжика)
Эта долька – для чижа (надеваем кольцо чижа)
Эта долька – для котят (надеваем кольцо котят)
Эта долька - для утят (надеваем кольцо утят)
Эта долька - для бобра (надеваем кольцо бобра)
А для волка – кожура! (надеваем кольцо на палец маме и все животные убегают)
Волк сердит, у нас беда, разбегайтесь кто, куда!
На пятом и шестом заседании мы решили с родителями сделать конусный кукольный театр «Репка», работа была более трудоёмкой, поэтому мы её сделали за два заседания, но театр получился замечательный и авторский (у каждой пары мамы и ребёнка) был свой театр со своими особенностями и самое главное конусный театр оказался очень востребован дома, все родители отметили, что дети с удовольствием играли с ним дома.
И самое интересное, так как конусный театр не долговечен, многие мамы совместно с детьми делали свои конусные фигурки на свой вкус (по мультфильму «Три кота»), а ещё семья Даши С. принесла нам в подарок конусный театр «Маша и медведь», теперь мы с детьми с удовольствием обыгрываем разнообразные случаи - поступки детей (кто-то не хочет делиться, кто-то дерётся).
Мы продолжаем работу нашего замечательного родительского клуба «Театр пальчиковых игр» мы сделаем конусный театр «Теремок», а в дальнейшей перспективе хотим сделать перчатку уже не с бумажными игрушками, а с вязанными.
Таким образом, пальчиковые игрушки - это прекрасная возможность распределить уже хорошо знакомую и немного надоевшую пальчиковую игру на руке ребенка, который может обыграть любого героя.
Пальчиковые игрушки, особенно созданные с любимой мамой, еще и замечательный речевой и сенсорно-двигательный тренажёр, который формирует подвижность пальцев рук, активизирует словарный запас и активизирует речевые функции. Пальчиковые игры с игровыми персонажами также формируют начальные навыки счета, посчитать котят, последовательность героев сказки «Репка», можно начинать работу над пространственными ориентирами «право - лево», «друг за другом», «посередине», «рядом».
Для родителей игрушки, созданные по мотивам пальчиковых игр создадут компанию ребёнку и родителям в дальних поездках, во время прогулки, длинными вечерами, с помощью данных игрушек можно придумать и оживить как уже знакомые сказки, так и придумать новые.
Список литературы:
1. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"