Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей характеризовать звуки [т-т’] по акустическим и артикуляционным признакам;
- закрепить понятие о месте звука в слове;
- закреплять умение дифференцировать звуки по твердости - мягкости,
- познакомить с графическим обозначением звука [т] - буквой Т;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений);
- дать возможность применить на практике раннее полученные знания: деление слов на слоги, составление предложений с опорой на картинку, выполнение звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематические процессы;
- продолжать развивать общие речевые навыки;
- развивать зрительное, творческое воображение, подражательность;
- продолжать развивать мыслительную и речевую активность детей;
- продолжать формировать у детей грамматически правильную фразовую речь, грамматический строй речи, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля за речью, любознательность, дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, творческую активность, инициативность.
Оборудование: предметные картинки слов со звуками [т-т’]: ноты, лист, таз, крот, тесто, тюльпан, кость, телефон, кит, вата, тыква; звуковички, гномы, буква Т, счетные полочки, абрикосовые косточки, карточки с изображением букв по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, звуковые пеналы, кассы букв.
Предшествующая работа: разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики, нахождение места звука в слове, выполнение звукобуквенного анализа.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу на паласе, логопед предлагает детям закрыть глаза, посчитать до пяти, потом открыть глаза и посмотреть на доску)
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами попали в страну знаний, где живут звуки и буквы. А вот с какими звуками и буквой мы сегодня с вами познакомимся, сейчас вам нужно будет отгадать.
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы
Задание № 1 Игра «Вспомни слова со звуком [т-т’]».
- Ребята, давайте посмотрим на слова на доске, подумаем и определим, какой звук есть в каждом из этих слов. (Дети стоят у доски. Про себя произносят слова, определяя звук, который есть в каждом из слов.)
Учитель-логопед: Как вы думаете, о каких двух звуках мы сегодня будем говорить? (Звуки [т-т’])
Учитель-логопед: Правильно, сегодня на занятие мы будем говорить о звуке [т] и младшем брате звуке [т’].
II. Актуализация знаний и опыта участников деятельности
Акустико-артикуляционный образ звука.
(Логопед предлагает детям хором и индивидуально произнести звуки.)
Характеристика звуков.
(Звуки [т-т’] - согласные (преграду для воздуха создает зубы). Звук [т] - твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а звук [т’] - мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит).
Несколько детей повторяют характеристику звуков.
Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем слова и определим место звука в словах. Где может быть звук в слове? (Вначале, середине, в конце слова).
Учитель-логопед: Ребята, а давайте наши слова пойдут в гости к знакомым нам уже гномам Тому и Тиму. (Дети разделяют слова по твердости и мягкости)
Учитель-логопед: Хорошо. Вы молодцы! Присаживайтесь на места. (Дети садятся за столы)
Пальчиковая гимнастика.
«Гуси, куры да индюшки, (Загибаем по одному пальчику)
Наклевалися петрушки, (Сжимаем и разжимаем пальцы)
Закусили лебедой, (Шевелим пальцами)
Побежали за водой». (Стучим кончиками пальцев по столу)
Задание № 2 «Составь предложения с опорой на картинку»
Учитель-логопед: Ребята, а теперь давайте составим предложения со словами, которые вы видите на доске. (Дети составляют предложения со словами, в котором есть звуки [т-т’]).
Во дворе дерутся петухи.
Папа дарит маме торт И тд.
Знакомство с буквой.
Учитель-логопед: Ребята, каждый звук обозначает букву.
Учитель-логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой, которую обозначает звук [т].
Учитель-логопед: Какая это буква? (Это буква Т)
Учитель-логопед: Давайте вспомним правило: звук мы слышим и произносим, а букву видим, пишем.
«Т» в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Задание № 3 «Рассмотри букву и выложи ее»
Учитель-логопед: На что похожа буква Т. (Ответы детей)
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, сколько счетных палочек нужно, чтобы выложить букву Т? (Дети выкладывают букву из счетных палочек).
Учитель-логопед: Ребята, а теперь давайте сделаем букву Т из ладошек. (Дети делают)
Учитель-логопед: Молодцы!
Учитель-логопед: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат косточки. Учитель-логопед: Как вы думаете с какого фрукта эти косточки? ( Из абрикоса). Значит они какие ? (Абрикосовые).
Учитель-логопед: Правильно, молодцы! А теперь попробуйте выложить букву из абрикосовых косточек. (Дети выкладывают)
Физкультминутка «Курочка – хохлатка». (Дети выходят на ковер)
Вышла курочка-хохлатка, (Дети шагают на месте.)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко!»
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка. (Дети садятся на корточки, руки
Кошка глазки открывает прикладывают к щеке, глаза закрыты.)
И цыпляток догоняет. (Глаза открывают, встают, пальцы рук
сцепляя в замок.)
III. Самостоятельная деятельность детей
Задание № 4 Игра «Определи, какая буква написана не правильно».
(Каждому ребенку дается лист с написанными буквами, ребенок должен исправить или дописать простым карандашом те буквы, которые написаны не правильно).
Задание № 5 Звукобуквенный анализ слов.
Работа со звуковыми пеналами, кассами.
(Дети выкладывают заданное слово логопеда квадратами, под каждым квадратом выкладывают букву, которую обозначает звук, затем считает количество звуков, букв, делят слово на слоги)
Том, Тим
Учитель-логопед: Ребята, а с какой буквы мы будем выкладывать имя? (С большой)
Учитель-логопед: Ребята, а какую одну букву нам нужно поменять, чтобы изменилось имя? (Букву о, поменять на букву и, получится Тим. И тогда звук [т] вместо твердого станет мягким)
IV. РЕФЛЕКСИЯ участниками образовательной деятельности
Учитель-логопед: Вот и подошло наше путешествие в страну знаний, где живут звуки и буквы к концу. О каких звуках мы сегодня говорили? Какую букву обозначает звук [т]? С какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Ребята, сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет смайлика. Если вам были интересны задания, и вы считаете, что отлично справились с ними – возьмите веселого смайлика, а если не понравились задания, и вам было трудно – возьмите грустного смайлика.
Кто взял веселого смайлика - улыбнется, а кто грустного - нахмурит брови.
Давайте посмотрим кто, что взял.
Учитель-логопед: Молодцы, все вы очень старались, справились со всеми заданиями.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"