ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

 
«Эмоциональный интеллект — это способность
понимать свои эмоции и эмоции других людей,
чтобы использовать эту информацию
для решения задач и построения отношений».
Дэниел Гоулман
В современном мире, где информация меняется с огромной скоростью, а технологии проникают во все сферы жизни, важно не только дать детям знания, но и научить их правильно применять эти знания, а также развивать у них навыки, которые помогут им адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Одним из таких навыков является эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и использовать эту информацию для решения различных задач.
Дошкольный возраст — это период, когда дети наиболее открыты для восприятия нового и готовы к обучению. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта у дошкольников становится всё более актуальной темой для воспитателей детских садов.
Примеры из практики
Одним из эффективных методов развития эмоционального интеллекта у дошкольников является использование игр и упражнений, направленных на понимание и управление эмоциями. Вот несколько примеров таких игр:
Игра «Угадай эмоцию»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы детей, умение распознавать и называть различные эмоции по их внешним проявлениям.
Ход: Воспитатель показывает детям картинки с изображением различных эмоций (радость, грусть, гнев, удивление, страх) и просит их угадать, какую эмоцию изображает каждая картинка.
Игра «Что чувствует персонаж?»
Цель игры: развить эмоциональный интеллект детей, научить их распознавать и понимать эмоции персонажей, выражать собственные чувства и переживания.
Ход: Воспитатель читает детям короткий рассказ или показывает мультфильм, в котором есть персонажи, испытывающие различные эмоции. Затем он просит детей определить, какую эмоцию испытывает каждый персонаж.
Упражнение «Как выразить радость?»
Цель упражнения: развитие творческих способностей детей, формирование у них умения выражать свои эмоции и чувства, а также расширение их эмоционального опыта.
Ход: Воспитатель предлагает детям придумать способы, как можно выразить радость (например, спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение).
Важно помнить, что игры и упражнения должны быть адаптированы под возраст и уровень развития детей. Они должны быть интересными и понятными, чтобы дети могли легко усвоить новый материал.
Ещё одним важным аспектом развития эмоционального интеллекта у дошкольников является работа с родителями. Родители должны быть вовлечены в процесс развития эмоционального интеллекта своих детей, чтобы они могли поддерживать их дома.
Игра «Навигатор чувств»
Цели игры: Помочь детям научиться распознавать свои эмоции и чувства. Научить детей выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Оборудование: Карточки с изображением различных эмоций (радость, грусть, гнев, страх, удивление, спокойствие), мяч, мягкая игрушка или другой предмет, который можно использовать в качестве «навигатора».
1. Знакомство с эмоциями. Ведущий показывает детям карточки с изображением различных эмоций и просит их назвать эмоцию, которая изображена на карточке.
Ведущий: «Ребята, посмотрите на эти карточки. Как вы думаете, какие эмоции они изображают?»
2. Определение своих эмоций. Ведущий предлагает детям вспомнить ситуации, когда они испытывали те или иные эмоции, и рассказать об этом.
Ребёнок 1: «Я был очень рад, когда получил подарок на день рождения».
Ребёнок 2: «Я был очень грустный, когда потерял свою игрушку».
3. Выражение эмоций словами. Ведущий предлагает детям придумать слова, которые помогут выразить ту или иную эмоцию.
Ведущий: «Давайте придумаем слова, которые помогут нам выразить радость. Какие слова мы можем использовать?»
Дети: «Ура! Я счастлив! Я улыбаюсь!»
4. Игра с мячом. Ведущий бросает мяч ребёнку и просит его назвать эмоцию, которую он испытывает в данный момент.
Ведущий: «Сейчас я бросаю мяч тебе. Какую эмоцию ты испытываешь сейчас?»
Ребёнок: «Я чувствую себя счастливым».
5. Использование «навигатора». Ведущий предлагает детям использовать мягкую игрушку или другой предмет в качестве «навигатора». Когда ребёнок испытывает ту или иную эмоцию, он может взять «навигатор» и показать ведущему, какую эмоцию он испытывает.
Ведущий: «Ребята, давайте представим, что этот мячик — это наш «навигатор». Когда вы испытываете радость, грусть, гнев или другую эмоцию, вы можете взять «навигатор» в руки и показать мне, какую эмоцию вы испытываете». Игра «Навигатор чувств» поможет детям лучше понимать свои эмоции и чувства, научиться выражать их словами и использовать социально приемлемые способы выражения эмоций. Это поможет детям развивать коммуникативные навыки и лучше понимать чувства других людей.
Советы для воспитателей
1. Организуйте родительские собрания, на которых можно рассказать о важности развития эмоционального интеллекта у детей и о том, как родители могут помочь своим детям в этом.
2. Создайте информационные буклеты или памятки, в которых будут описаны основные понятия эмоционального интеллекта и даны рекомендации по развитию этого навыка у детей.
3. Проводите совместные мероприятия, такие как мастер - классы, семинары или круглые столы, где родители и воспитатели смогут обменяться опытом и идеями.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников — это важный шаг на пути к гармоничному развитию личности ребёнка. Воспитатели детских садов играют важную роль в этом процессе, поскольку они являются первыми учителями детей. Они могут помочь детям научиться понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и использовать их для решения различных задач.
Практические советы помогут воспитателям эффективно развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Важно помнить, что этот процесс должен быть адаптирован под возраст и уровень развития детей, а также должен быть интересным и понятным для них.
Список используемой литературы
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2009.
2. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2006.
3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 29–36.

  Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).