Модернизация российского образования предъявляет новые требования к школам, ориентируясь на необходимость формирования образованных и инициативных людей, способных принимать ответственные решения. Основная цель образования — всестороннее развитие учащихся, включая культурные, личностные и познавательные аспекты, с акцентом на умение учиться. Важным становится развитие универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию школьников.
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные методы управления учебной деятельностью, включая:
• совместную постановку учебных задач с учителем;
• преобразование практических задач в познавательные;
• инициативное учебное сотрудничество;
• самостоятельное использование заданных ориентиров;
• контроль за результатами и методами действий;
• адекватную оценку выполнения заданий и внесение корректив.
Успех в обучении зависит от системы контроля и оценки, которая поддерживает учащихся, предоставляет обратную связь и вовлекает их в оценочную деятельность. Умение самостоятельно оценивать свои достижения способствует лучшему усвоению материала и повышает эффективность работы учителей. Оценивание информирует о том, чему ученики научились, а контроль сравнивает их действия с образцом, направляя процесс обучения.
Контрольно-оценочная деятельность формирует у младших школьников навыки планирования, контроля и оценки учебной деятельности, а также понимания причин успеха или неудачи. Это включает развитие самоконтроля и самооценки. Сначала ученики учатся контролировать друг друга и себя, а затем оценивать свои знания и умения. Правильная самооценка помогает детям выявлять свои сильные и слабые стороны и строить программу развития.
Важно обучить младших школьников стандартам самооценки и методам выявления ошибок, чтобы они могли пройти все этапы оценочной деятельности и понять, что и как оценивать.
Таким образом, формирование контроля, оценки и самооценки у младших школьников является основой для их контрольно-оценочной самостоятельности. Ключевым условием этого процесса является безотметочное обучение.
В начальном образовании можно выделить три этапа формирования контроля и оценки:
1. Переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2. Совершенствование форм контроля в классном сообществе (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
3. Рефлексивный переход к основной школе (второе полугодие 4-го класса).
В оценочной деятельности 1-го класса выделяют два типа оценки:
а) Ретроспективная оценка — здесь самооценка ученика предшествует оценке учителя. Обсуждение расхождений между этими оценками помогает развивать самоконтроль и уточнять критерии оценки. Процесс включает выполнение задания, выработку критериев, самооценку, проверку и оценку учителем.
б) Рефлексивная оценка основывается на осознании собственных знаний и ограничений. Она включает две ключевые способности: видеть себя со стороны и анализировать свои действия.
Таким образом, в первом году обучения вводится принцип, согласно которому оцениваются только достижения, представленные самим ребенком, с акцентом на добавление, а не вычитание. Ребенок имеет право выбирать, какую часть работы представить для оценки и устанавливать критерии.На начальном этапе обучения используются различные методы оценки по заданным критериям, такие как:
• «Волшебные линеечки» (создание оценочных шкал учениками);
• «Сопоставление своих действий с образцом» (выделение операций);
• «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задач);
• «Обоснованный отказ от выполнения заданий» (определение границ своих знаний).
К концу 1-го класса учитель должен быть уверен, что 95% учеников могут:
• Сравнивать свои действия и результаты с образцом;
• Оценивать свои действия по критериям и сопоставлять свою оценку с оценкой учителя;
• Представлять свои достижения по заданным или собственным критериям;
• Отличать известное от неизвестного в своих знаниях.
Эта работа должна проводиться на каждом уроке и продолжаться в дальнейшем обучении.
На втором этапе (2-4 классы) учащиеся совершенствуют пооперационный контроль освоения учебных действий. Этот контроль становится средством для выявления «ошибкоопасных» мест и поиска причин ошибок, а не целью сам по себе. Эффективность контроля зависит от диагностики трудностей, а не только от факта ошибки. Учащиеся работают с различными заданиями, направленными на рефлексию своих действий, что способствует формированию рефлексивного контроля. Также развиваются коррекционные занятия и индивидуальная работа. Оценка на этом этапе должна быть дифференцированной, позволяя учащимся видеть свою работу как совокупность умений с отдельными критериями оценивания, что требует совместных усилий ребенка и взрослого.
На данном этапе используются следующие приемы:
• «Задания-ловушки» для рефлексии освоения действий.
• «Составление заданий с ловушками» для выявления ошибок и альтернативных решений.
• «Обнаружение причин ошибок и их устранение» для поиска причин и планирования исправлений.
• «Умные вопросы» для определения дефицита знаний и формирования вопросов к учителю.
• «Классификация задач по способу решения» для выделения общих действий.
• «Обоснованный отказ от выполнения заданий» для осознания границ своих знаний.
К концу второго этапа учащиеся могут:
• Определять «ошибкоопасные» места в тексте.
• Устанавливать причины ошибок и планировать их устранение.
• Выделять задания, не соответствующие выбранному способу решения.
• Классифицировать задания по сложности и выбирать их для самостоятельной работы.
• Формализовать оценку своих действий с помощью баллов на основе различных умений.
На третьем этапе (второе полугодие 4 класса) учащиеся вместе с учителем проходят полный цикл контроля и оценки. Эффективно это можно организовать через сотрудничество пятиклассников с младшими классами.
Учащиеся контролируют действия младших школьников (1-3 классы), планируют работу с ними, оценивают свои действия и фиксируют трудности в учебном материале. Для этого они создают «карту знаний», которая помогает отслеживать прогресс и индивидуальные достижения на протяжении года. В обучении акцент смещается на рефлексивный контроль и оценку в нестандартных ситуациях.
Кроме того, на этом этапе совместные усилия учителя и учащихся направлены на преобразование детских оценочных шкал в общепринятые в обществе.
На третьем этапе можно применять следующие приемы:
• «Разноцветные поправки» — работа над улучшением текста, способствующая повторному обращению к материалу.
• «Составление заданий с ловушками» — выявление потенциальных ошибок и вариантов решений.
• «Обнаружение причин ошибок и их устранение» — умение анализировать свои ошибки и находить пути их исправления.
• «Составление проверочных заданий» — разработка заданий на основе выделенных критериев.
• «Сопоставление действий с образцом» — анализ своих действий в сравнении с эталоном.
• «Создание помощника для проверки работы» — разработка инструмента для самоконтроля выполненных заданий.
При правильной организации педагогической работы младшие школьники к концу переходного этапа из начальной в основную школу осваивают полный цикл контрольно-оценочной деятельности. Они учатся:
• определять проверяемые критерии;
• составлять проверочные задания, включая задания с «ловушками»;
• оценивать сложность заданий и присваивать им баллы;
• находить образцы для проверки;
• сопоставлять результаты с эталоном;
• анализировать ошибки и выдвигать гипотезы о причинах;
• разрабатывать корректировочные задания и проводить их;
• сообщать учителю или сверстникам о готовности представить свои достижения для оценки.
Овладение этими навыками способствует осознанию учебного процесса, активизирует его и позволяет учащимся самостоятельно ставить и решать, как учебные, так и личностные задачи.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"