Аннотация. В статье рассмотрены задачи, методы и приемы логоритмики, как средства коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, раскрыта эффективность логоритмических занятий.
Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В.А. Гиляровским в 30-х годах XX века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции заикания у людей различных возрастных групп. Затем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. Долгое время эта ветвь лечебной ритмики использовалась как дополнительный прием при лечении логоневрозов. В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская [5].
В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свободно, они как бы «вытекают» из музыки. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития [2].
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса. В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти. Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений на начальных этапах развития являются средством познания мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает [3].
Польза логоритмических занятий не требует никаких доказательств. Этот метод проверен годами и доказал свою эффективность в работе с детьми с различными речевыми нарушениями. Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, основанная на ритмизации всех процессов. Ритм может быть представлен через музыку, движение и речь. А также визуальные ритмы [4]. (Тарасова)
Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Ритм – это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, чередованием пауз и акцентов. Ритм не только окружает нас. Но также ему подчинены все процессы организма: гормональный фон, биение сердца, дыхание. Определенный удерживаемый ритм помогает чувствовать уверенность и стабильность в дальнейших событиях, наш мозг именно к этому и стремится, чтобы все было понятно, знакомо, предсказуемо. В этом случае он не испытывает стресс. Дети с несформированным чувством ритма, с нарушением функции моторного планирования чаще испытывают тревожные состояния.
Музыка, также как и язык, является системой коммуникации. Законы построения музыкальных произведений схожи с нормами строения языка. Все слова русского языка соответствуют структуре «согласный-гласный». Именно поэтому количество слогов определяется количеством гласных звуков, и это же определяет ритмическую структуру слова.
Почему же занятия логоритмикой настолько эффективны? Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения ЦНС и процессов, участвующих в становлении речевой функции. При прослушивании музыки активизируется лимбическая система, которая помогает активизировать и другие отделы мозга. При активизации нескольких областей мозга налаживаются нейронные связи между ними. Именно для этого организуется коррекционный процесс – научить ребенка давать адаптивный ответ на какой-либо полученный и обработанный сенсорный стимул. Адаптивный ответ – это реакция на то или иное воздействие. Задача коррекционного педагога, чтобы этот ответ был: социально приемлемым, коммуникативно направленным, функционально обусловленным [4]. (Тарасова)
Основная часть нашего детского контингента – это детей совсем не владеющие активной речью – «безречевые» дети и дети, владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой. Это дети с ранним детским аутизмом. Коммуникативные нарушения оказывают воздействие на развитие речи аутичных детей. Как правило, такие дети начинают говорить намного позже своих сверстников, при этом не используют речь, как средство общения, они не обращаются к взрослым или сверстникам с просьбой. Дети с нарушением интеллекта. У таких детей наблюдается системное недоразвитие речи, характеризующееся недоразвитием всех компонентов речевой деятельности: фонетической, фонематической, лексико-грамматической, синтаксической. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи.
Все дети имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети гипервозбудимы, расторможены либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
У дошкольников с первым уровнем речевого развития речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика.
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Такая форма работы, как логоритмика крайне важна в построении коррекционного процесса с «безречевыми» детьми с тяжелыми нарушениями развития, но приобретает свою специфику, поскольку воспитанники не владеют активной речью.
Логоритмика в работе с детьми с ОВЗ эффективно решает следующие задачи: развитие слухового внимания и слухового гнозиса, развитие общего, кистевого и пальцевого видов праксиса, развитие чувства ритма, развитие артикуляционного праксиса, развитие ритмико-мелодической организации речи, развитие импрессивной речи, развитие лексико-грамматического компонента речевой функции, развитие операций мышления, памяти и внимания, развитие социально-коммуникативных навыков.
Особенность логоритмики в том, что все эти задачи реализуются не изолированно, а во взаимосвязи или с опорой на другие функции. Удерживая ритм, ребенок задействует слуховое внимание, слуховой праксис и непосредственно чувство ритма. В этой ситуации ритм является опорой для реализации моторной программы, в то время как моторная программа является основой для удержания ритма. Музыка способна придать смысл любому заданию. Уникальность логоритмики заключается в том, что развиваются все сферы деятельности ребенка, развитие функций осуществляется во взаимосвязи или с опорой на другие функции, функциональная обусловленность каждого задания. И, как следствие, высокая мотивация к выполнению как речевых, так и других заданий.
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [1, 2], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики: вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях); упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; игру на музыкальных инструментах; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения.
Интересна методика Р.Л. Бабушкиной и О.М. Кисляковой [3], Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей они рекомендуют использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг.
Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова А. С., Лалаева Р. И. "Логопедия": М., 1989 г.
2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985.
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: «Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.
4. Тарасова О.А., Чернышова Ю.А. «Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта». Москва: Перо, 2021.
5. Гринер В. А. "Логопедическая ритмика для дошкольников": Уч. пед. гиз., М., 1958 г.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"