Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования Ейский район является обеспечение доступности и повышения качества образования, в том числе через дальнейшее развитие дополнительного образования.
Развитие творческих способностей детей является одной из важнейших задач современного образования. Важную роль в этом процессе играют занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, где дети могут раскрыть свои таланты, освоить новые навыки и проявить креативность в разнообразных формах. Подобные кружки не только способствуют эстетическому воспитанию, но и развивают у детей целый комплекс качеств, необходимых для успешной жизни в обществе.
Кружок декоративно – прикладного творчества направлен на обеспечение доступности дополнительного образования, так как предусматривает возможность сетевой формы реализации и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также одаренных и талантливых детей с различными образовательными возможностями.
Что такое декоративно-прикладное творчество?
Декоративно – прикладное искусство одно из древних видов народного творчества, украшающее наш быт, радующее наш глаз. В нем сочетаются различные виды рукоделия: вышивка, аппликация, плетение, мозаика. Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают развивать у детей чувство формы, цвета, воображения, точность и аккуратность, трудолюбие и самостоятельность, знакомят с традициями родного края, формируют интерес к профессиям, уважение к людям труда.
Творческая деятельность, создание работ и композиций из различных материалов (бисера, бусин, проволоки, бумаги, ленточек, пуговиц и т.д.), связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Данное направление является прикладным, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов. Обучение по данному направлению создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Декоративно-прикладное творчество - это деятельность, связанная с созданием предметов искусства, которые несут как эстетическую, так и утилитарную функцию. Оно включает такие направления, как вышивка, бисероплетение, лепка, работа с текстилем, создание украшений, декупаж, изготовление кукол и игрушек, роспись по дереву и ткани и многое другое. В основе декоративно-прикладного искусства лежит традиция, и его часто связывают с народными ремеслами и культурным наследием.
Влияние кружка на развитие творческих способностей
Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества открывают перед детьми широкий спектр возможностей для самовыражения. Каждый ребенок уникален, и такие кружки позволяют раскрывать творческий потенциал, развивая воображение, чувство вкуса и индивидуальный стиль. Рассмотрим, какие аспекты кружковой работы способствуют развитию творческих способностей:
Развитие мелкой моторики. Работа с мелкими деталями, такими как бисер, нитки или пластилин, помогает укреплять моторику рук и пальцев. Это особенно важно для детей младшего возраста, у которых мелкая моторика ещё только формируется. Развитие этой способности также положительно сказывается на внимательности и концентрации.
Воспитание терпения и усидчивости. Процесс создания декоративных предметов требует внимательности и сосредоточенности. Постепенное выполнение работы формирует у детей навык планирования и последовательности действий, что в дальнейшем поможет им и в учебной деятельности.
Креативность и воображение. Одним из важнейших аспектов занятий в кружке является стимулирование фантазии. Дети учатся комбинировать цвета, формы, текстуры, создавая уникальные изделия. В процессе создания работ им предлагаются задачи, которые требуют нестандартного мышления и поиска новых решений.
Развитие эстетического вкуса. В процессе занятий дети начинают понимать законы гармонии, пропорций и композиции. Они учатся воспринимать и оценивать произведения искусства, формируя своё чувство стиля и красоты.
Самовыражение и уверенность в себе. Дети получают возможность воплощать свои идеи в реальность, что даёт им уверенность в своих силах и мотивацию для дальнейшего творчества. Ощущение завершённости проекта приносит радость и чувство удовлетворения от проделанной работы.
Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям. Он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать.
Коммуникация и коллективная работа. В процессе занятий дети не только работают самостоятельно, но и общаются с ровесниками, делятся идеями, помогают друг другу. Это развивает их коммуникативные навыки и умение работать в команде.
В данном направлении занимаются дети с ограниченными возможностями. Они имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей. Они могут сравнить свои достижения с успехами других детей. Занятия обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для социализации ребенка.
В составе группы могут обучаться талантливые (одарённые) дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания специальных условий. Эти дети могут заниматься с основным составом объединения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются после собеседования с родителями (законными представителями) с целью установления уровня трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального учебного плана, если в этом будет необходимость. Для этого по каждой теме программы предусмотрены более простые задания, которые будут доступны детям.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, могут испытывать трудности в адаптации и коммуникации, эмоциональные зажимы, психологические травмы, эмоциональный дискомфорт. При необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план для каждого ребёнка, в зависимости от готовности ребёнка к взаимодействию, эмоционального состояния, интересов ребёнка, имеющего проблемы.
Роль педагога в развитии творческих способностей
Педагог в кружке декоративно-прикладного творчества играет ключевую роль в развитии детей. Важно, чтобы учитель не только давал технические знания, но и вдохновлял детей на самостоятельное творчество, поддерживал их интерес и помогал преодолевать трудности. Наставник должен уметь создавать атмосферу, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя комфортно и свободно, не боясь экспериментировать и ошибаться.
Заключение
Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества оказывают многостороннее влияние на развитие творческих способностей детей. Они способствуют развитию мелкой моторики, эстетического вкуса, воображения, а также учат детей усидчивости, терпению и коллективной работе. Важно, чтобы такие занятия были организованы с учётом индивидуальных потребностей каждого ребёнка, способствуя их всестороннему развитию и самовыражению. Творчество - это не только создание красивых вещей, но и процесс, который помогает детям формироваться как личности, раскрывая их потенциал и даря радость от созидания.
Данное направление предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющимися как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. В творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть умением организовать свое свободное время, научиться практическому воплощению творческих идей.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"