Большие эмоциональные, информационные и физические нагрузки на педагогов всегда являлись первопричинами возникновения профессионального стресса. И уже доказано, что глубина и частота возникновения стресса ведут к появлению у педагогов различных проблем как в личностной сфере, так и профессиональной деятельности.
Частое возникновение стрессовых ситуаций зачастую приводит не только к глубоким эмоциональным реакциям, но и к развитию различных психосоматических ответных реакций организма. Длительная стрессовая ситуация вовлекает в ответную реакцию не только эмоциональные реакции, но и вызывает сбой в работе нервной системы, сопровождается нарушениями функций внутренних систем и органов, формируя гормональные ответы организма, что приводит к физиологическим и психическим проблемам.
Длительный стресс, дистресс, может сопровождаться бессонницей, тревогой, мышечным напряжением, возникновением проблем в функционировании сердечно-сосудистой системы, снижением иммунитета, нарушением когнитивных функций и общим истощением всего организма. Все эти факторы вызывают нарастающее чувство усталости, неудовлетворенности, что ведет к кризисам в профессиональной деятельности и дальнейшему эмоциональному выгоранию. Стресс истощает все ресурсы организма.
Чтобы снизить риск возникновения профессиональной и личностной деформации и минимизировать последствия стрессовых ситуаций необходима профилактическая работа с педагогами по снижению психоэмоционального и мышечного напряжения.
Своевременная профилактика и коррекция психоэмоциональных состояний снижает негативные последствия стрессовых расстройств, которые являются наиболее распространенными преградами к профессионализму, творчеству и самореализации педагогов.
Психологическая профилактическая помощь должна быть комплексной и должна вестись в разных направлениях.
Один из эффективных методов профилактики и коррекции психоэмоциональных состояний, помогающий снизить негативное влияние эмоционального выгорания на личностное развитие педагогов – это психологический тренинг, направленный на минимизирование последствий стресса.
Цель: профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания у педагогов ДОУ.
Задачи:
Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;
Повышение самооценки педагогов и их уверенности в себе, привлечение педагогов к самопознанию и самоанализу;
Создание условий для психологической разгрузки педагогов.
Получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы.
Участники:
Ведущий – педагог- психолог, педагоги ДОУ.
Ход тренинга:
Ведущий:
Стрессовая реакция затрагивает мозг, нервную систему, внутренние органы. Это объясняется повышенным производством адреналина и нейромедиатора норадреналина. В шоковой ситуации уровень адреналина стремительно увеличивается, заставляя молниеносно принимать решение по принципу «бей или беги». Однако через некоторое время гормон приходит в норму. Но при хроническом стрессе содержание адреналина в крови повышено постоянно, что приводит к физиологическим и психическим сбоям.
Дистресс сопровождается:
• бессонницей, тревогой, паническими атаками;
• тахикардией;
• мышечным напряжением;
• периодическими головокружениями;
• тремором конечностей;
• гипергидрозом;
• астенией;
• снижением иммунитета;
• нарушением когнитивных функций.
Человек становится рассеянным, капризным, слезливым, у него постоянно меняется настроение, возникает чувство ненужности.
И если кратковременный стресс активируя различные защитные механизмы у человека, заставляет организм действовать более эффективно, то длительно воздействующий стресс, дистресс, опасен для здоровья. В первую очередь тем, что провоцирует развитие гормонального дисбаланса.
Нарушенный гормональный фон угрожает развитием таких заболеваний:
• гипертония с вероятностью инсульта;
• аритмия, ишемическая болезнь сердца;
• функциональные расстройства коры надпочечников, образование феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли);
• нарушение обмена веществ, сбой в работе щитовидной железы;
• стрессовая язва желудка;
• синдром хронической усталости;
• невроз;
• псориаз;
• иммунодефицит;
Постоянная тревога приводит к нарушению ментального здоровья. Развиваются такие состояния:
• Психогенная депрессия. Основные постулаты — безысходность, бессмысленность. Прошлое вызывает отвращение, будущее кажется бесперспективным, настоящее не имеет смысла.
• Психические расстройства — ангедония (утрата способности радоваться), абулия (снижение волевых качеств), нервная анорексия.
• Фобии — футурофобия (страх будущего), социофобия (боязнь людей), неофобия (боязнь перемен и всего нового).
• Аффективные расстройства выраженности, адекватности, устойчивости эмоций.
Существуют различные стратегии, помогающие бороться со стрессом. И первая – это работа с мыслями.
Работа с мыслями
Мысли — основа работы со стрессом. Именно они формируют наши эмоции, а те в свою очередь находят отражение в теле. Мысли — это то, на что человек вполне может и должен влиять. Как это сделать:
• останавливать и говорить себе: «Стоп»,
• преобразовывать из негативных в позитивные,
• отслеживать внутри себя и направлять в положительное русло или действие.
Мысли можно записывать (вести дневник) либо делиться переживаниями с другим. В последнее время сталкиваюсь с тем, что порой единственным человеком, готовым выслушать, поддержать, обсудить чувства, выступает не близкий друг или родственник, а психолог. Особенно грустно, если в сочувствии нуждается ребенок или подросток, испытывающий глубинное одиночество от невозможности поделиться проблемами с родными людьми, быть услышанным, получить принятие и уважение того, что он переживает в данный момент своей жизни.
Работа с эмоциями
Все эмоции, которые мы испытываем, важны и ценны. Они сигнализируют о том, что нам нравится или не нравится, от чего лучше отказаться, что безопасно или где имеет смысл быть осторожнее. Потому так важно прислушиваться к эмоциям, быть с ними, а значит, с самим собой, в контакте. Это не всегда просто, ведь эмоциональной грамотности нас нигде не обучают — ни в детском саду, ни в школе, ни в семье. Чтобы понимать чувства и эмоции другого человека, нужно научиться распознавать и понимать свои. Некоторые люди начинают осваивать эмоциональную грамотность уже в зрелом возрасте (в том числе, когда впервые приобретают опыт работы с психологом). Это здорово, ведь учиться никогда не поздно.
Как работать с эмоциями, чтобы противостоять стрессовым факторам:
• важно уметь распознавать свои чувства и эмоции, научиться выражать их словами или действиями,
• анализировать и разбираться, что стоит за той или иной эмоцией,
• трансформировать негативную эмоцию в позитивную.
Для этого хороши любые письменные практики, например, ведение дневника чувств или обычные дневниковые записи, в которых можно рассказывать обо всех событиях и переживаниях дня. Такой диалог с самим собой позволит развить рефлексию, другими словами — способность анализировать. Кроме того, письменные практики частично высвобождают накопившиеся эмоции, помогают обрести состояние внутреннего равновесия.
Звуки природы.
Размеренный шум дождя, далекие раскаты грома, утренний щебет птиц, шорох волн по песку, шелест лесной листвы - любой из этих звуков создает определенный психоэмоциональный фон и решает определенные задачи:
• при ВСД (вегетососудистая дистония) полезно слушать горное эхо, жужжание пчел, звуки леса и даже тиканье часов;
• при неврозах рекомендуется послушать чириканье воробьев, стрекотание кузнечиков, кваканье лягушек, песни сверчков;
• при заболеваниях сердечно-сосудистой системы пойдут на пользу трели соловья;
• при заболеваниях мочеполовой системы рекомендуется слушать звуки воды (срывающийся водопад, журчащий ручей);
• для избавления от страхов и улучшения слуха полезно прослушивать звуки грозы;
• при склонности к аллергии, обидчивости, раздражительности хорошо слушать звук потрескивающих дров в огне;
• звуки моря повышают иммунитет.
В том числе различные упражнения, физические, тренинговые, являются сильными антистрессорами. Активность способствует выработке «гормонов счастья», эндорфинов, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей, и будут способствовать улучшению эмоционального фона.
Упражнение: «Я - подарок для своего сада»
Одной из причин снижения профессионального самосознания является эмоциональное выгорание педагогов, которое может привести к снижению самооценки, уверенности в себе. Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, над тем, что вы являетесь подарком для своего родного детского сада. Аргументируйте свой ответ, начав фразу: «Я подарок для своего детского сада, так как я..»
Упражнение: «Имя»
Цель: осознание каждым участником своего предназначения, поиски положительных ресурсов.
Правила проведения:
Участники рассаживаются по кругу. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя и фамилию, из букв которых ему предстоит составить новые слова.
Составление новых слов из букв имени/фамилии.
Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?
Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы.
При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.
Упражнение: «Неожиданный гость»
Участники образуют два круга, лицом друг к другу. Наружный круг
передвигается по часовой стрелке. Необходимо изобразить встречу гостя и
хозяина. Гость и хозяин чередуются.
• Пришла соседка за солью
• Участковый
• Дальняя родственница из деревни
• Человек ошибся адресом
• Лучшая подруга
• Доставщик пиццы
• Медсестра пришла тест взять
• Подруга за психологической помощью.
Обобщение ведущего: Я очень рада, что мы с вами снова вместе и готовы к
плодотворной работе.
Упражнение «Автобус»
Цель: сплочение, умение наладить контакт с окружающими.
Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (педагоги–участники тренинга) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой.
«Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга. Есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и т.д., придающими игроку дополнительные силы.
Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «автобус» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни - этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.
Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.
Упражнение: «Свежие мысли» (заключительное упражнение)
Цель: развитие позитивного мышления. Развитие ресурсного состояния.
Лист делится на две половины.
Субдоминантной рукой рисуем увядший букет цветов на левой половине листа. Закрываем глаза, представляем. Что представляет. Что для нас символизирует для нас это букет. Не открывая глаз, представляем, что купаемся чистой воде (плаваем в реке, стоим под душем, и т.п.). Открываем глаза. На правой половине листа субдоминантной рукой рисуем оживший букет, освеженный водой. Обновленный. Свежая вода освежает цветы, свежие мысли, нашу жизнь.
Участники делают для себя вывод: что в них самих нуждается в обновлении. Субдоминантная рука связана с душой, сердцем и выводит наружу бессознательное.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"