ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ



Труд — это важнейший инструмент воспитания, который начинает применяться с самого раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребёнка и развиваются навыки коллективного взаимодействия. Трудолюбие и способность к труду не являются врождёнными качествами, а формируются с детства.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, детский сад должен обеспечивать трудовое воспитание.
Трудовое воспитание — это система формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков, а также стремления к обучению труду.

Основная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование у них уважительного отношения к любому труду и чёткого понимания важности труда в жизни.
Для достижения этой цели государственный стандарт определяет следующие задачи:
формирование у детей понимания важности труда в жизни и его роли в жизни взрослых;
развитие необходимых знаний, умений и навыков для трудовой деятельности;
воспитание уважительного отношения к любому труду.
В детском саду мы знакомим детей с различными видами труда:
самообслуживание;
хозяйственный труд;

труд на природе;

ручной труд.

Мы понимаем, как важно трудовое воспитание для развития личности ребёнка, и поэтому мы активно привлекаем детей к труду. Сначала мы знакомим их с трудом взрослых, а затем учим участвовать в коллективной трудовой деятельности. Это помогает воспитывать у детей трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, ответственность и дружеские отношения со сверстниками.
В нашем саду трудовая деятельность организована следующим образом:
Регулярное включение детей в трудовую деятельность способствует формированию привычки к труду. Сначала дети учатся выполнять простые задачи под наблюдением, а затем уже самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке. Они с удовольствием помогают воспитателю в уборке: протирают стулья, игровые модули и строительный материал, моют игрушки, стирают кукольную одежду, накрывают на стол, поливают цветы и подготавливают материалы для занятий. Также мы помогаем воспитателю в огороде детского сада: весной мы вместе с детьми сажаем овощи, летом ухаживаем за ними, а осенью собираем урожай.
Конечно, трудовое воспитание важно не только в детском саду, но и дома.
Вот несколько советов по трудовому воспитанию дома:
Не запрещайте ребёнку помогать вам.
Превратите домашнюю работу в игру.


Доверьте ребёнку выполнение определённых задач.
Наблюдайте за трудом взрослых.
Говорите детям о важности любого труда.
Объясняйте ребёнку, что вы от него хотите.
Закрепите за ребёнком его обязанности по дому (например, заправлять свою кровать).
Не забывайте хвалить ребёнка за его старания.
И самое главное — помните, что родители являются примером для детей.

  Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"


Тренинг для педагогов по снижению психоэмоционального напряжения и предупреждению эмоционального выгорания
Новикова Светлана Анатольевна
Педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14 города Крымска
муниципального образования Крымский район Краснодарского края

Большие эмоциональные, информационные и физические нагрузки на педагогов всегда являлись первопричинами возникновения профессионального стресса. И уже доказано, что глубина и частота возникновения стресса ведут к появлению у педагогов различных проблем как в личностной сфере, так и профессиональной деятельности.
Частое возникновение стрессовых ситуаций зачастую приводит не только к глубоким эмоциональным реакциям, но и к развитию различных психосоматических ответных реакций организма. Длительная стрессовая ситуация вовлекает в ответную реакцию не только эмоциональные реакции, но и вызывает сбой в работе нервной системы, сопровождается нарушениями функций внутренних систем и органов, формируя гормональные ответы организма, что приводит к физиологическим и психическим проблемам.
Длительный стресс, дистресс, может сопровождаться бессонницей, тревогой, мышечным напряжением, возникновением проблем в функционировании сердечно-сосудистой системы, снижением иммунитета, нарушением когнитивных функций и общим истощением всего организма. Все эти факторы вызывают нарастающее чувство усталости, неудовлетворенности, что ведет к кризисам в профессиональной деятельности и дальнейшему эмоциональному выгоранию. Стресс истощает все ресурсы организма.
Чтобы снизить риск возникновения профессиональной и личностной деформации и минимизировать последствия стрессовых ситуаций необходима профилактическая работа с педагогами по снижению психоэмоционального и мышечного напряжения.
Своевременная профилактика и коррекция психоэмоциональных состояний снижает негативные последствия стрессовых расстройств, которые являются наиболее распространенными преградами к профессионализму, творчеству и самореализации педагогов.
Психологическая профилактическая помощь должна быть комплексной и должна вестись в разных направлениях.
Один из эффективных методов профилактики и коррекции психоэмоциональных состояний, помогающий снизить негативное влияние эмоционального выгорания на личностное развитие педагогов – это психологический тренинг, направленный на минимизирование последствий стресса.
Цель: профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания у педагогов ДОУ.
Задачи:
 Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;
 Повышение самооценки педагогов и их уверенности в себе, привлечение педагогов к самопознанию и самоанализу;
 Создание условий для психологической разгрузки педагогов.
 Получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы.
Участники:
Ведущий – педагог- психолог, педагоги ДОУ.
Ход тренинга:
Ведущий:
Стрессовая реакция затрагивает мозг, нервную систему, внутренние органы. Это объясняется повышенным производством адреналина и нейромедиатора норадреналина. В шоковой ситуации уровень адреналина стремительно увеличивается, заставляя молниеносно принимать решение по принципу «бей или беги». Однако через некоторое время гормон приходит в норму. Но при хроническом стрессе содержание адреналина в крови повышено постоянно, что приводит к физиологическим и психическим сбоям.
Дистресс сопровождается:
• бессонницей, тревогой, паническими атаками;
• тахикардией;
• мышечным напряжением;
• периодическими головокружениями;
• тремором конечностей;
• гипергидрозом;
• астенией;
• снижением иммунитета;
• нарушением когнитивных функций.
Человек становится рассеянным, капризным, слезливым, у него постоянно меняется настроение, возникает чувство ненужности.
И если кратковременный стресс активируя различные защитные механизмы у человека, заставляет организм действовать более эффективно, то длительно воздействующий стресс, дистресс, опасен для здоровья. В первую очередь тем, что провоцирует развитие гормонального дисбаланса.
Нарушенный гормональный фон угрожает развитием таких заболеваний:
• гипертония с вероятностью инсульта;
• аритмия, ишемическая болезнь сердца;
• функциональные расстройства коры надпочечников, образование феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли);
• нарушение обмена веществ, сбой в работе щитовидной железы;
• стрессовая язва желудка;
• синдром хронической усталости;
• невроз;
• псориаз;
• иммунодефицит;
Постоянная тревога приводит к нарушению ментального здоровья. Развиваются такие состояния:
• Психогенная депрессия. Основные постулаты — безысходность, бессмысленность. Прошлое вызывает отвращение, будущее кажется бесперспективным, настоящее не имеет смысла.
• Психические расстройства — ангедония (утрата способности радоваться), абулия (снижение волевых качеств), нервная анорексия.
• Фобии — футурофобия (страх будущего), социофобия (боязнь людей), неофобия (боязнь перемен и всего нового).
• Аффективные расстройства выраженности, адекватности, устойчивости эмоций.
Существуют различные стратегии, помогающие бороться со стрессом. И первая – это работа с мыслями.
Работа с мыслями
Мысли — основа работы со стрессом. Именно они формируют наши эмоции, а те в свою очередь находят отражение в теле. Мысли — это то, на что человек вполне может и должен влиять. Как это сделать:
• останавливать и говорить себе: «Стоп»,
• преобразовывать из негативных в позитивные,
• отслеживать внутри себя и направлять в положительное русло или действие.
Мысли можно записывать (вести дневник) либо делиться переживаниями с другим. В последнее время сталкиваюсь с тем, что порой единственным человеком, готовым выслушать, поддержать, обсудить чувства, выступает не близкий друг или родственник, а психолог. Особенно грустно, если в сочувствии нуждается ребенок или подросток, испытывающий глубинное одиночество от невозможности поделиться проблемами с родными людьми, быть услышанным, получить принятие и уважение того, что он переживает в данный момент своей жизни.
Работа с эмоциями
Все эмоции, которые мы испытываем, важны и ценны. Они сигнализируют о том, что нам нравится или не нравится, от чего лучше отказаться, что безопасно или где имеет смысл быть осторожнее. Потому так важно прислушиваться к эмоциям, быть с ними, а значит, с самим собой, в контакте. Это не всегда просто, ведь эмоциональной грамотности нас нигде не обучают — ни в детском саду, ни в школе, ни в семье. Чтобы понимать чувства и эмоции другого человека, нужно научиться распознавать и понимать свои. Некоторые люди начинают осваивать эмоциональную грамотность уже в зрелом возрасте (в том числе, когда впервые приобретают опыт работы с психологом). Это здорово, ведь учиться никогда не поздно.
Как работать с эмоциями, чтобы противостоять стрессовым факторам:
• важно уметь распознавать свои чувства и эмоции, научиться выражать их словами или действиями,
• анализировать и разбираться, что стоит за той или иной эмоцией,
• трансформировать негативную эмоцию в позитивную.
Для этого хороши любые письменные практики, например, ведение дневника чувств или обычные дневниковые записи, в которых можно рассказывать обо всех событиях и переживаниях дня. Такой диалог с самим собой позволит развить рефлексию, другими словами — способность анализировать. Кроме того, письменные практики частично высвобождают накопившиеся эмоции, помогают обрести состояние внутреннего равновесия.
Звуки природы.
Размеренный шум дождя, далекие раскаты грома, утренний щебет птиц, шорох волн по песку, шелест лесной листвы - любой из этих звуков создает определенный психоэмоциональный фон и решает определенные задачи:
• при ВСД (вегетососудистая дистония) полезно слушать горное эхо, жужжание пчел, звуки леса и даже тиканье часов;
• при неврозах рекомендуется послушать чириканье воробьев, стрекотание кузнечиков, кваканье лягушек, песни сверчков;
• при заболеваниях сердечно-сосудистой системы пойдут на пользу трели соловья;
• при заболеваниях мочеполовой системы рекомендуется слушать звуки воды (срывающийся водопад, журчащий ручей);
• для избавления от страхов и улучшения слуха полезно прослушивать звуки грозы;
• при склонности к аллергии, обидчивости, раздражительности хорошо слушать звук потрескивающих дров в огне;
• звуки моря повышают иммунитет.
В том числе различные упражнения, физические, тренинговые, являются сильными антистрессорами. Активность способствует выработке «гормонов счастья», эндорфинов, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей, и будут способствовать улучшению эмоционального фона.
Упражнение: «Я - подарок для своего сада»
Одной из причин снижения профессионального самосознания является эмоциональное выгорание педагогов, которое может привести к снижению самооценки, уверенности в себе. Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, над тем, что вы являетесь подарком для своего родного детского сада. Аргументируйте свой ответ, начав фразу: «Я подарок для своего детского сада, так как я..»
Упражнение: «Имя»
Цель: осознание каждым участником своего предназначения, поиски положительных ресурсов.
Правила проведения:
Участники рассаживаются по кругу. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя и фамилию, из букв которых ему предстоит составить новые слова.
Составление новых слов из букв имени/фамилии.
Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?
Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы.
При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.
Упражнение: «Неожиданный гость»
Участники образуют два круга, лицом друг к другу. Наружный круг
передвигается по часовой стрелке. Необходимо изобразить встречу гостя и
хозяина. Гость и хозяин чередуются.
• Пришла соседка за солью
• Участковый
• Дальняя родственница из деревни
• Человек ошибся адресом
• Лучшая подруга
• Доставщик пиццы
• Медсестра пришла тест взять
• Подруга за психологической помощью.
Обобщение ведущего: Я очень рада, что мы с вами снова вместе и готовы к
плодотворной работе.
Упражнение «Автобус»
Цель: сплочение, умение наладить контакт с окружающими.
Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (педагоги–участники тренинга) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой.
«Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга. Есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и т.д., придающими игроку дополнительные силы.
Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «автобус» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни - этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.
Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.
Упражнение: «Свежие мысли» (заключительное упражнение)
Цель: развитие позитивного мышления. Развитие ресурсного состояния.
Лист делится на две половины.
Субдоминантной рукой рисуем увядший букет цветов на левой половине листа. Закрываем глаза, представляем. Что представляет. Что для нас символизирует для нас это букет. Не открывая глаз, представляем, что купаемся чистой воде (плаваем в реке, стоим под душем, и т.п.). Открываем глаза. На правой половине листа субдоминантной рукой рисуем оживший букет, освеженный водой. Обновленный. Свежая вода освежает цветы, свежие мысли, нашу жизнь.
Участники делают для себя вывод: что в них самих нуждается в обновлении. Субдоминантная рука связана с душой, сердцем и выводит наружу бессознательное.

 


Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Детям - о космосе» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий в старшей группе детского сада.

Кальсина Светлана Витальевна
воспитатель
МБДОУ детский сад 14 г. Крымска

Цель: Формировать у детей целостную картину мира, познакомить с Солнечной системой, космосом и его освоением человеком.
Задачи.
Образовательные:
- дать детям представление о космическом пространстве;
- способствовать формированию элементарных представлений о Солнечной системе;
- сформировать представление о профессии «космонавт»;
- ознакомить с такими понятиями как: «космос», «звезда», «планета», «космонавт», «скафандр», «ракета», «невесомость».
Развивающие:
- развивать любознательность и творческую активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной планете.
Предварительная работа: знакомство с космосом и космическим пространством: беседы познавательного характера; наблюдение за небом; рассматривание карты звёздного неба, предметных картинок, энциклопедий о космосе; просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты», слушание песен: «Трава у дома» (музыка - В. Мигуля, слова - А. Поперечный), «Я – Земля» ( музыка - В. Мурадели, слова – Е. Долматовский), «Знаете, каким он парнем был» (музыка - А. Пахмутова, слова – Н. Добронравов).
Методы и приёмы:
Наглядные: показ.
Словесные: художественное слово, объяснение, указание, беседа, вопросы.
Игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование: макет Солнечной системы, карта звёздного неба, иллюстрации и картинки по теме.
Словарная работа: космос, космонавт, планета, скафандр, невесомость, Солнечная система.

Ход НОД

Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня я хочу рассказать вам о загадочном и очень интересном - о космосе! Космос – это бескрайнее пространство, которое находится вокруг нас. Мы смотрим на звёздное небо и видим звёзды – крохотные лампочки, которые светят нам издалека. А знаете ли вы, что некоторые из них находятся очень, очень далеко от нас? Давайте же отправимся в путешествие к звёздам! Но как же мы доберёмся до них? Для этого нужно отгадать загадку:
Космический, послушный
Кораблик наш воздушный
Ввысь, обгоняя ветер
Летим мы на … (ракете)

Ответы детей.
Воспитатель. Замечательно! (показ картинки). А куда может долететь наша ракета?

Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Мы сейчас отправимся в космическое путешествие, но кто же будет управлять космическим кораблём?

Ответы детей.
Воспитатель. Правильно! Это – космонавт (показ картинки). А вы, ребята, хотите стать космонавтами?

Ответы детей.
Воспитатель. Для того, чтобы наш полёт прошёл успешно, нам нужно подготовиться!
Физминутка «Космическая»:
Воспитатель. Сейчас мы с вами превратимся в космонавтов:
Мы скафандры надеваем (имитация движений)
И системы проверяем (наклоны вперёд, в стороны)
Три – четыре! Скоро взлёт (разведение рук в стороны)
Отправляемся в полёт! (дети поднимают руки вверх)
Чтобы к звёздам нам слетать
Нужно смелым, сильным стать (приседания)
Нам совсем не будет страшно (наклоны корпуса вправо-влево)
В невесомости летать! (плавающие движения)
Мы прощаемся с Землёй
Ей помашем мы рукой (машут руками вверх-вниз).
Воспитатель. Для нахождения в космосе космонавтам потребуется специальный костюм.
Ребята, кто знает, как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, называется он скафандр, в нём космонавт защищён от внешних воздействий и может дышать и двигаться (показ картинки).
Воспитатель. Все готовы к полёту?


Ответы детей.
Воспитатель. Занимаем свои места в ракете, пристёгиваемся космическими ремнями! Начинаю обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один и пуск!
Итак, мы с вами в космосе, вот как он выглядит (показ картинки)
Воспитатель. Перед нами – небесные тела (показ макета Солнечной системы). В центре нашей Солнечной системы находится яркая звезда – Солнце. Вокруг него кружатся планеты: Меркурий – самая маленькая и близкая Солнцу, Венера – самая горячая планета, Земля – наш космический дом, Марс – красная планета, Юпитер – самая большая планета, Сатурн – планета с кольцами, Уран – «лежачая» планета, Нептун, и самая дальняя планета – Плутон.
Воспитатель. Ребята, я знаю считалочку, она поможет нам правильно запомнить порядок всех планет (читает стихотворение «Восемь планет» А. Хаита):
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь -Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идёт по счёту
А за ним, уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется наша планета?
Ответы детей.

Воспитатель. Замечательно! Земля – единственная планета, где есть воздух, вода, растения и животные. Она имеет форму немного сплющенного шара, а рядом с ней всегда её спутник. Ребята, кто скажет, как называется спутник нашей планеты?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, это - Луна (показ картинки).
Воспитатель. С самых давних времён человек мечтал полететь к Солнцу и звёздам. Но прежде, чем отправит людей в космос, учёные решили проверить, безопасно ли там? И знаете, ребята, кого они отправили первыми?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, первыми в космос отправили собак! Их полёт состоялся 19 августа 1960 года. Звали этих отважных собак-космонавтов Белка и Стрелка. Собачки проходили специальные тренировки. Им надевали специальные повязки и запускали в ракетах. Больше всего собачкам понравилось, когда они стали плавать в невесомости, парить, как воздушные шарики. И только после того, как они благополучно вернулись на Землю, в космос полетел человек (показ фотографий). А знаете ли вы, ребята, как звали отважных собак-космонавтов?
Ответы детей.
Воспитатель (читает стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин):
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весёлая капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
Воспитатель. 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. Звали этого отважного космонавта Юрий Алексеевич Гагарин (показ фотографий). Он облетел нашу планету Земля за 108 минут. Когда Гагарин взлетел, он увидел нашу планету внизу. Она была необыкновенно красивой – голубая, с белыми облаками. После этого полёта Юрий Алексеевич Гагарин стал настоящим героем, а все люди стали мечтать о космосе! И с тех самых пор мы отмечаем День космонавтики. Ракеты теперь запускаются в космос всё чаще, космонавты живут и работают на специальных космических станциях. Космос это - большое приключение, полное тайн и чудес! Когда вы станете старше, кто знает, может быть, кто-то из вас станет космонавтом и отправится на другую планету
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращать на Землю, наше увлекательное космическое путешествие завершилось. Что вам запомнилось, что понравилось больше всего?
Ответы детей.


Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе на тему
«По дорогам сказок»
Сюрха Наталья Владиленовна
воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 25 г Ейска МО Ейский район

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей путём приобщения к устному художественному творчеству и познание окружающего мира.
Программные задачи:
- учить эмоционально воспринимать образный смысл сказок, оценивать действия героев , разрешать противоречия, выявляя положительные и отрицательные свойства предмета, поступка или явления, проводить комплексную аналогию; - формировать культуру устной речи, умение подбирать к существительным прилагательные, согласовывая их в роде и числе; - обогащать словарный запас многозначными словами: глаголами, прилагательными, наречиями; - учить проводить элементарную опытническую деятельность с использованием мнемодорожек, самостоятельно формулировать выводы и умозаключения;
- воспитывать интерес и любовь к сказкам, прививать желание учиться читать и общаться с книгами.
Направление развития: речевое.
Используемые методы, технологии и приёмы: наглядно-словесный, игровой, практический, ТРИЗ-РТВ, мнемотехника.
Предварительная работа: чтение и беседа по содержанию сказки «Золушка», рассматривание иллюстраций, рисование по теме «В мире сказок», лепка по теме «Мой любимый сказочный герой», д/и.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме, игрушки-герои сказок, чудесный мешочек, ёмкости с песком, декоративные стеклянные камни, совки по количеству детей, клубки тёплых и холодных цветов, предметные и сюжетные картинки по сказке «Золушка», 4 пластмассовые корзины, ёмкости с мукой и солью, влажные салфетки, воздушные шары, шерстяная ткань, декоративная подушка, книги по количеству детей.
Дети заходят в группу, свободно встают вокруг воспитателя.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное и интересное путешествие. А отгадать, куда мы отправимся, нам поможет наш волшебный экран.
Презентация (волшебные предметы из сказок)
-Ребята, что вы видите на экране?
-Где мы встречались с этими предметами?
- А вам нравятся сказки? Почему?
У СКАЗКИ ЧИСТАЯ ДУША,
КАК РУЧЕЁК ЛЕСНОЙ.
ОНА ПРИХОДИТ НЕ СПЕША
В ПРОХЛАДНЫЙ ЧАС НОЧНОЙ.
РОДНОЙ НАРОД ЕЁ ТВОРЕЦ,
НАРОД-ХИТРЕЦ, НАРОД- МУДРЕЦ,
В НЕЁ МЕЧТУ СВОЮ ВЛОЖИЛ,
КАК ЗОЛОТО В ЛАРЕЦ.
Игра «Волшебный мешочек»
Дети вынимают по очереди игрушки из мешочка.
- Из какой сказки этот герой? (поросёнок – «Три поросёнка»)
- Какую песенку пели поросята в сказке?
- Из какой сказки этот герой? (гном – «Белоснежка и семь гномов»)
- Из какой сказки этот герой? (козлёнок – «Волк и семеро козлят»)
- А какие слова говорила мама Коза своим детям, когда возвращалась домой?
- В названии всех этих сказок, используются цифры. А какие ещё вы знаете сказки, где в названии присутствуют цифры?
Презентация (пришло письмо)
-Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нём?
Презентация (мнемодорожка)
з !

-А вспомните, кто в сказке мешал Золушке ехать на бал?
- А как они это делали?
-Как вы думаете хорошо или плохо поступали мачеха и её дочери?
-Вот и сегодня Мачеха, как всегда, дала много работы Золушке, чтобы она не смогла попасть на бал. Без нашей помощи ей не справиться. Давайте поможем Золушке?
1 задание.
- Сестры приказали Золушке расшить платья драгоценными камнями, а мачеха смешала драгоценные камни с песком. Давайте поможем Золушке отобрать драгоценные камни от песка.
-Это задание для девочек (мнемодорожка)
Д

 

-Это задание для мальчиков (мнемодорожка)
М

 

Презентация (появляется карета)
-Мы помогли Золушке, и теперь ей есть на чём ехать на бал.
2 задание.
-Нам нужно помочь Золушке смотать пряжу в клубочки.
Игра «Клубочек»
-Вот клубочек у меня,
В нем я спрятала слова.
Клубочек мы с вами сейчас размотаем.
Что в нем спрятано узнаем.
(Описание: В каждый клубочек спрятана картинка с героем или предметом из сказки «Золушка», ребёнок называет её и подбирает к названному существительному прилагательное, согласовывая его в роде и числе.)
-А теперь смотайте пряжу в клубочек.
-Посмотрите внимательно на клубочки. Они у всех одинаковые?
-Положите в эту корзинку клубочки большого размера теплых цветов.
-Положите в эту корзинку клубочки большого размера холодных цветов.
-Положите в эту корзинку клубочки маленького размера теплых цветов.
-Положите в эту корзинку клубочки маленького размера холодных цветов.
Презентация (появляется Золушка в платье для бала)
-Посмотрите, теперь у Золушки есть красивое платье для бала. Чего же ещё не хватает Золушке для поездки на бал?
3 задание.
- Злые сёстры перемешали соль и муку, а мачеха приказала Золушке испечь торт. Если не разделить эти продукты, то торт получится какой?
-А как же нам помочь Золушке?
-Как вы думаете, как нам лучше это сделать?
-Я хочу предложить вам один способ.
Опыт «Сортировка»
Описание опыта: Нужно высыпать смешанные продукты на бумажное полотенце, потереть шариком о шерстяную ткань. Теперь подносим шарик поближе к смеси соли и муки.
-Что вы видите?
-Как вы думаете, почему и соль не прилипла к шарику?
Объяснение: От трения о шерстяную ткань, шарик наэлектризовался. И стал, как магнит притягивать лёгкие частицы. А соль тяжелее, чем мука, поэтому она осталась на полотенце.
Презентация (появляются туфельки на подушке)
-У Золушки теперь есть всё необходимое, и она может отправляться на бал.
Презентация (Золушка едет на бал)
-Молодцы, помогли Золушке. Какие чувства и эмоции вы сейчас испытываете? А это положительные или отрицательные эмоции? Почему?
-Мы хорошо потрудились и теперь можем отдохнуть.
Фонограмма (голос подушки).
- Я – хозяйка разных снов.
Про дельфинов и слонов ,
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны подушка.
-Слышали, ребята? Если положим голову на эту волшебную подушку, то нам обязательно приснятся замечательные, интересные, сказочные сны.
(Релаксация. Дети ложатся на подушку. Звучит музыка)
- Ребята, ну вот мы с вами и в сказочной стране снов. Каких только чудес не происходит здесь. Из неведомых стран прилетает в сад жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт Ивана-царевича на себе. Трудолюбивая и добрая Золушка находит своего принца…
- Что же каждый из вас увидел в сказочной стране снов?
-Давай поблагодарим подушку за путешествие в страну сновидений.
Фонограмма (голос подушки).
-Подождите меня благодарить.
За вашу любовь к сказкам,
За то, что не осталась Золушка без бала,
За то, что принца своего она там повстречала,
За вашу выручку и доброту,
Вот эти книги вам дарю.
- Ребята, для того, чтобы получить подарок, нам нужно произнести волшебные слова, которые обычно произносят герои сказок. А вы знаете такие слова?
-Итак, произносим: «Крекс-пекс-фекс!»
-Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Где мы с вами побывали? Кому помогли?
Конспект развлечения по ПДД в подготовительной группе «Внимание, дорога!»
Калиниченко Анна Петровна
воспитатель
МБДОУ ДСКВ №24 п. Совесткий МО Ейский район


Цели: Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Оборудование: «Светофор», иллюстрации различных ситуаций на дорогах, дорожные знаки.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придётся ходить по улицам и самостоятельно переходить дорогу, по которой движется очень много машин. И, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду»
Стихотворение (Я. Пишунов)
1 реб. Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
2 реб. Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот
Свои имеют правила
Шофер и пешеход
3 реб. По городу, по улице
Не ходят просто так!
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
4 реб. Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: (вопрос) «Кому же необходимо соблюдать правила: водителям или пешеходам»?
Дети: «И пешеходам, и водителям»
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Не торопится, идет
По дорожке отведенной
Неширокой, но свободной
Кто же это?».
(Пешеход)
Правильно, дети, когда вы выходите на улицу, вы становитесь пешеходами.
Воспитатель: начинается игра «Мы выходим со двора»
Ножки топают топ-топ
Но перед дорогой — стоп!
По асфальту шуршат шины
Едут разные машины.
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам
Ищем где же? Где же?
Вот! «Пешеходный переход! »
И три раза — раз, два, три:
Влево, вправо посмотри
Светофор горит здесь ярко
Цвет зеленый, желтый, красный,
На сигналы — погляди,
А потом переходи.
Выполняй закон простой
Красный свет зажегся — стой,
Желтый свет — вниманье, жди
На зелёный свет — иди!
Быстрым шагом переходим,
Быстрым шагом не бегом,
Строго под прямым углом.
(дети вместе с воспитателем переходят «Пешеходный переход»)
Воспитатель:
1. А как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)
2. Как называется часть улицы, по которой едут машины? (проезжая часть)
3. Какой стороны тротуара надо придерживаться? (правой)
Вспомним: «Пешеходы и машины на дорогах движутся в двух направлениях, и чтобы не наталкиваться друг на друга, нужно придерживаться правой стороны».
Чтение стихотворения
Я сегодня пешеход
У меня неспешный ход.
Нет колес и нет руля,
Под ногой моей земля.
Никого я не толкаю,
Никого не обгоняю,
В детский садик я иду.
Скажут: «Кроха пешеход
В садик правильно идет».
Воспитатель: «Давайте поиграем в игру «исправь ошибку». Мы рассмотрим иллюстрации, на которых изображены ситуации нарушения правил дорожного движения.
— Посмотрим, все ли здесь правильно?
— Как дети поступают в той или иной ситуации?
— Как бы вы поступили?»
Вывод:
1. Идти спокойно, не толкать никого, не затевать игр, беготни.
2. Держаться правой стороны.
3. Нельзя ездить на велосипеде, роликах, самокате по дороге
4. Помнить, что для игр предназначен не тротуар, а спортивная площадка.
Ребенок:
На проезжей части, дети
Не играйте в игры эти,
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Воспитатель: «Ребята, а если вам нужно перейти через дорогу, где вы будете переходить?»
Дети: «По пешеходному переходу».
Воспитатель: «Отгадайте загадку»
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись в пути,
Помогает улицу людям перейти.
Дети: «Это светофор»
Рассматриваем светофор
1. Сколько глаз у светофора? (3)
2. Если красный глаз горит, то о чем он говорит? (стой и жди)
3. Если желтый глаз горит, то о чем он говорит? (подожди)
4. Если зеленый глаз горит? (можете идти)
Выходят 3 ребенка, (красный свет, желтый и зеленый)
1 реб. Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.
2 реб. Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
3 реб. Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
Игра «Светофор»
Две команды по 10-12 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у воспитателя светофор — три картонных кружка, красного, желтого и зеленого цветов.
Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись «переход», сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь……(открыт)».
Жёлтый свет — предупрежденье —
Жди сигнала для….(движенья).
Затем воспитатель объясняет правила игры:
— Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Воспитатель: «Ребята, но для того, чтобы уверенно чувствовать себя на улице, необходимо знать дорожные знаки».
Выходят дети со знаками.
1 реб. Знаки мы дорожные,
Мы совсем не сложные.
Ты, дружок, нас уважай,
Правил ты не нарушай.
2 реб. Покажите знак дорожный
Где кататься детям можно.
3. Этот знак — нам друг большой
От беды спасает.
И у самой мостовой.
Водителей предупреждает
«Осторожно, дети»
4. Заболел живот у Коли
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти! Какой?
5. Что за знак такой стоит:
Стоп — машинам он велит.
Пешеход — идите смело.
По полоскам черно — белым.
Воспитатель: Надеюсь, ребята вы сегодня повторили некоторые правила дорожного движения, на следующих занятиях мы будем знакомиться с остальными дорожными знаками, ну, а тем ребятам, которые не знают еще правила, мы даем совет:
«Делаем ребятам предостережение –
Выучите срочно правила движения.
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались по дороге водители».


Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи.
Ращупкина Любовь Владимировна
воспитатель
Козык Надежда Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДСКВ 25 г. Ейск Краснодарский край
Педагогическая разработка на тему: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Введение
Развитие речи у детей — это одна из основных задач педагогической деятельности. В современном образовательном процессе важным инструментом становится мнемотехника, которая помогает улучшить запоминание и усвоение информации. Мнемотехнические техники основываются на использовании ассоциаций, образов и различных приемов, что делает процесс обучения более эффективным и увлекательным. В современном мире вопрос развития речи и памяти у детей является актуальным и важным. Мнемотехника представляет собой особую методику, направленную на улучшение запоминания информации и развитие памяти.
Теоретическая основа.
Мнемотехника - это способы и методы, которые помогают человеку более эффективно усваивать и запоминать информацию. В детском возрасте особенно важно обучать детей памяти и развивать их речь. Мнемотехника может стать эффективным инструментом в этом процессе.
. В контексте развития речи у детей она позволяет:
- Усваивать новые слова и фразы через зрительные образы.
- Развивать ассоциативное мышление.
- Повышать мотивацию к обучению за счет игры и творчества.
2. Методы мнемотехники для развития речи у детей
В детском саду можно использовать различные методы мнемотехники для развития речи у детей. Например, игры с запоминанием слов, рифмовка, ассоциации, картинки и т.д. При помощи этих методов можно не только разнообразить занятия, но и эффективно развивать речь и память у детей.

Основные методы мнемотехники включают:
- Визуализация: создание образов, связанных с изучаемой лексикой.
- Словесные ассоциации: связывание новых слов с уже известными.
- Использование рифм и ритмов: создание стишков или песен для запоминания слов и фраз.

Практическая часть
Методики и приемы

1. Ассоциативные карты: Создание карт, где новое слово связывается с картинкой или другим знаком. Например, для слова «яблоко» можно использовать изображение яблока и ассоциативное слово «красное».
2. Игры с рифмами: Использование рифмованных фраз для запоминания новых слов. Например, «В саду растет зеленое яблоко, за ним глядит красное — не упустите, пробуйте».
3. Истории и сказки: Придумывание рассказов, в которых используются новые слова. Это не только помогает запомнить лексику, но и развивает творческое мышление.
4. Сенсорные материалы: Использование различных материалов (текстур, ароматов и т.д.) для создания ассоциаций с новыми словами. Например, при изучении слова «цветок» можно использовать живые цветы, чтобы дети могли их трогать и обонять.

 


Пример занятия.
Тема:«Цветы и природа»
Цели: Развить речь и словарный запас детей с использованием мнемотехники.
Ход занятия:
1. Введение (5 минут)Обсуждение с детьми, какие цветы они знают. Задайте вопросы: «Какой ваш любимый цветок?» или «Где растут цветы?»
2. Ассоциативная карта (15 минут): На доске нарисуйте крупный цветок. Кажкий лепесток будет содержать новое слово (например, «роза», «тюльпан», «ромашка»). Дети по очереди добавляют слова и рисуют к ним ассоциации (например, для «роза» — колючки).
3. Игры с рифмами (10 минут): Придумайте вместе с детьми рифмы для новых слов. Например: «На лугу растет ромашка, а рядом с ней — красивая пташка».
4. Сказка (15 минут): Попросите детей придумать короткую сказку, в которой будут использованы все новые слова. Это может быть история о «цветочном королевстве».
5. Заключение (5 минут): Обсуждение, что нового дети узнали и как они запомнили слова. Можно провести мини-опрос о том, какие ассоциации остались.
Оценка результатов

Для оценки эффективности использования мнемотехники можно применять:
- Наблюдение за активностью детей во время занятия.
- Оценка запоминания новых слов через игры и опросы.
- Самооценка детей: пусть они расскажут, какие слова и ассоциации им запомнились.
Заключение
Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи является эффективным методом, который способствует не только запоминанию новых слов, но и развитию творческого мышления. Интеграция мнемотехники в образовательный процесс делает обучение более увлекательным для детей и помогает им успешно осваивать язык. Важно продолжать экспериментировать с различными методами и адаптировать их под потребности и интересы детей, создавая тем самым благоприятную образовательную среду.
Существует множество методов и подходов, которые могут быть использованы для развития речи у детей наряду с мнемотехникой. Вот некоторые из них:
1. Игровые методы
- Ролевые игры: Дети разыгрывают различные ситуации, что способствует практическому применению языка и развитию коммуникативных навыков.
- Настольные игры: Игры, связанные с лексикой и грамматикой, помогают развивать речь в увлекательной форме.
2. Чтение и рассказывание
- Чтение книг: Чтение художественной литературы помогает обогатить словарный запас и развить понимание языка. После чтения можно обсуждать прочитанное, задавать вопросы и просить пересказать.
- Создание собственных рассказов: Дети могут придумывать истории на основе заданных слов или картинок, что развивает креативность и навыки повествования.

3. Песни и рифмы
- Использование песен: Пение песен и выполнение рифмованных стихов помогает детям запоминать слова и развивать фонематический слух.
- Стихи и потешки: Чтение рифмованных текстов развивает ритмическое восприятие и способствует запоминанию.
4. Визуальные и сенсорные методы
- Использование картинок и иллюстраций: Визуальные материалы помогают детям ассоциировать слова с образами, что облегчает запоминание и понимание.
- Сенсорные игры: Игры с различными текстурами и материалами (песок, вода, цветы) могут быть связаны с описанием ощущений, что развивает речь через практический опыт.
5. Дискуссии и обсуждения
- Групповые обсуждения: Участие в обсуждениях на различные темы развивает навыки аргументации и формулирования мыслей.
- Постановка вопросов: Поощрение детей задавать вопросы и делиться мнением помогает развивать их активное слушание и речевые навыки.
6. Творческие задания
- Рисование и творчество: Дети могут рисовать на заданные темы и описывать свои работы, что способствует развитию словарного запаса и речевых навыков.
- Создание комиксов: Рисование комиксов с диалогами помогает детям развивать навыки повествования и диалоговой речи.
7. Технологические методы
- Использование мультимедийных ресурсов: Видеоролики, интерактивные приложения и обучающие игры могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
- Онлайн-платформы: Использование платформ для изучения языка, где дети могут взаимодействовать с материалом в игровой форме.
Заключение
Разнообразие методов и подходов в развитии речи у детей позволяет адаптировать процесс обучения под их интересы и потребности. Важно комбинировать различные техники, чтобы сделать занятия более увлекательными и эффективными. Каждый метод может быть использован в зависимости от возраста детей, их уровня развития и целей обучения. Если вам нужны более конкретные примеры или рекомендации по какому-то из методов, дайте знать!

 

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).