ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ


«Труд читателя измеряется не количеством прочитанного,
а способностью вдумываться и вглядываться в текст,
ставить перед собой вопросы,
находить ответы и радоваться»
В. Г. Маранцман
Умение работать с текстом в современном мире приобретает особую значимость. Текст — это не просто набор слов, это средство коммуникации, инструмент познания и способ самовыражения. Именно поэтому так важно научить школьников эффективно работать с текстом на уроках русского языка. Инновационные подходы к работе с текстом позволяют сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, а также способствуют развитию у учащихся навыков критического мышления, анализа и синтеза информации.
Инновационные подходы к работе с текстом на уроках русского языка
Использование мультимедийных ресурсов (презентации, видео, аудио): создание презентаций с иллюстрациями, схемами и таблицами для наглядного представления информации, просмотр видеоуроков и документальных фильмов, связанных с изучением текста, для погружения в контекст, прослушивание аудиозаписей с чтением текстов профессиональными дикторами, что помогает развивать навыки аудирования и правильного произношения.
Применение интерактивных заданий и игр: разработка интерактивных упражнений на основе текста, например, кроссвордов, головоломок или квестов, использование игровых платформ и приложений для изучения правил русского языка и работы с текстом, проведение интерактивных викторин и соревнований между учениками на знание текста.
Работа с текстами в электронном формате: использование электронных книг и онлайн-библиотек для доступа к разнообразным текстам, применение текстовых редакторов и специальных программ для анализа и обработки текстов, создание коллективных проектов и коллаборативных документов, где ученики могут совместно работать над текстом.
Интеграция с другими предметами (например, литературой, историей): анализ текстов в контексте исторических событий или литературных произведений, сопоставление текстов разных эпох и стилей для выявления их особенностей и общих черт, проведение интегрированных уроков, где текст рассматривается с точки зрения нескольких предметов одновременно.
Примеры инновационных заданий
Создание коллажа-текста. Разделите класс на группы и предложите каждой группе создать коллаж-текст на заданную тему, используя не только слова, но и изображения, символы, цвета. Группы должны объединить свои коллажи в единый «многоголосый» текст и представить его классу, объясняя свой выбор элементов.
Кросскультурный анализ текста. Подберите тексты, отражающие разные культурные традиции, и предложите учащимся провести анализ этих текстов, выявляя особенности стиля, лексики, тематики. Затем попросите их написать эссе, в котором они сравнят и сопоставят эти тексты, обсуждая, как культурные различия влияют на язык и содержание.
Ролевой диалог на основе текста. Разделите учащихся на пары и предложите им выбрать персонажа из предложенного текста. Затем попросите их провести диалог между выбранными персонажами, используя элементы текста, но адаптируя их под ситуацию. Это поможет учащимся глубже понять мотивы и характеры персонажей, а также развить навыки устной речи.
Создание мультимедийного текста. Предложите учащимся создать мультимедийный текст (например, презентацию с аудио- и видеосопровождением) на основе предложенного художественного или публицистического текста. Учащиеся могут использовать фотографии, видеофрагменты, аудиозаписи, чтобы дополнить и проиллюстрировать текст.
Анализ текста через визуальные ассоциации. Предложите учащимся составить «облако слов» или «карту понятий» на основе текста. Это поможет визуализировать ключевые идеи и понятия, а также выявить связи между ними. Затем учащиеся могут представить свои карты классу и объяснить свой выбор слов и связей.
Переписывание текста в другом жанре. Предложите учащимся переписать предложенный текст в другом жанре (например, художественный текст — в публицистический, научный — в художественный). Это задание поможет учащимся развить навыки трансформации текста и понимания жанровых особенностей.
Создание «перевёрнутого текста». Попросите учащихся написать текст, который начинается с заключения и постепенно раскрывает основные идеи и аргументы. Это задание поможет учащимся научиться структурировать текст и делать выводы.
Анализ текста с помощью технологий. Предложите учащимся использовать онлайн-инструменты для анализа текста (например, программы для проверки грамматики, пунктуации, стилистики). Попросите их проанализировать предложенный текст с помощью этих инструментов и обсудить результаты в классе.
Создание текста на основе обратной связи. Предложите учащимся написать текст, основываясь на обратной связи от сверстников или учителя. Например, учитель может предложить изменить или дополнить текст на основе комментариев одноклассников. Это поможет учащимся развить навыки критического мышления и редактирования.
Анализ и создание текстов с использованием дополненной реальности (AR). Подготовьте тексты с элементами дополненной реальности, где учащиеся могут взаимодействовать с текстом через мобильные приложения или специальные устройства. Например, можно создать QR-коды, которые при сканировании открывают дополнительные материалы или задания, связанные с текстом.
Технологии и инструменты для работы с текстом
Платформы для создания интерактивных заданий: LearningApps; Google Classroom; Moodle; Kahoot!; Quizlet; Padlet.
Образовательные онлайн-ресурсы и сервисы: Яндекс.Учебник; Российская электронная школа (РЭШ); Фоксфорд; MAXIMUM Education; Stepik.
Программы для анализа текстов: Антиплагиат; Text Analyzer (например, Advego, Text.ru); Morpheus Online (для морфологического анализа); Reverso Context (для перевода и изучения контекстуального использования слов); Программы для проверки орфографии и пунктуации (например, Орфограммка).
Роль учителя в реализации инновационных подходов
1. Подготовка и адаптация материалов. Учитель должен тщательно отбирать тексты, соответствующие возрасту и уровню подготовки учеников, а также адаптировать их, если это необходимо, чтобы сделать материал более доступным и интересным. Это может включать в себя сокращение текстов, упрощение сложных понятий, добавление пояснений и комментариев.
2. Организация работы в классе. Учитель организует работу с текстом на уроке, распределяет задания, следит за выполнением работы. Можно организовать групповую работу, дискуссии, проектную деятельность. Это способствует развитию коммуникативных навыков и критического мышления у учеников.
3. Мотивация и поддержка учеников. Учитель мотивирует учеников к работе с текстом, поддерживает их интерес и активность. Поддержка учителя помогает ученикам преодолевать трудности и достигать успеха в работе с текстом.
4. Оценка и контроль результатов. Учитель разрабатывает критерии оценки работы с текстом, которые учитывают не только правильность выполнения заданий, но и глубину понимания текста, умение анализировать и интерпретировать его. Он также использует различные методы мониторинга прогресса учеников, например, регулярные проверки понимания, опросы, тестирование. Это позволяет учителю своевременно корректировать свою работу и помогать ученикам устранять пробелы в знаниях.
Критерии оценки работы с текстом могут включать
понимание основной идеи текста; умение выделять ключевые моменты;
анализ структуры текста; интерпретацию содержания;
оценку стиля и языка.
Методы мониторинга прогресса учеников могут включать: устные и письменные опросы; тесты и контрольные работы; наблюдение за работой учеников в классе; анализ выполненных заданий.
Учитель должен быть готов к экспериментам, поиску новых решений и адаптации к изменяющимся условиям. Это позволит ему сделать работу с текстом более интересной и эффективной для учеников.
Литература:
И. Р. Гальперин «Текст как объект лингвистического исследования». М., 2001, стр. 37–53
А. Д. Дейкина «Новации в методике преподавания русского языка» // Русский язык в школе. 2002, №3
Лёвушкина О. Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. пособие для учителей. — М.: ГАОУВПО МИОО, 2012, стр.17–23
Т. М. Пахнова «Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды» // РЯШ. — 2000, №4
М. Н. Вятютнев «Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка» // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Докл. сов. делегации на VI Конгр. МАПРЯЛ. — М.: Рус. яз., 1986

Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).