Добрый день, коллеги! Свой разговор с вами мне бы хотелось начать с притчи о чтении, которую я рассматриваю как эпиграф к выступлению.
ПРИТЧА О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ.
«Спросил у мудреца человек:- Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр? На что мудрец ответил встречным вопросом: -А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера? Человек, подумав, сказал:-Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем чтобы не умереть. Мудрец сказал- Да. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер».
Я работаю в школе учителем начальных классов 18 лет. Постепенно начала осознавать, что одним из массивов трудностей начального образования является проблема чтения как вида речевой деятельности.
. В связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще.
В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе: любят ли читать младшие школьники (43%);
не любят читать младшие школьники (8%); не читают ничего, кроме заданий учителя (10%) школьников; читают на досуге только развлекательную литературу (40%) учащихся; читают познавательную литературу (21%) школьников. ( СЛАЙД №1)
В мой первый класс из 34 учащихся пришло знающих буквы и читающих по слогам 27 человек. Я провела опрос среди родителей, любят ли читать дети (или когда им читают). К сожалению, всего лишь 48% детей интересуются книжками. И это не секрет. Многие дети не любят читать. А беда в том, что ребёнок читает очень медленно, значит, плохо сформирован навык чтения. А бывает, ребёнок читает быстро, но не понимает смысла прочитанного. Но если дети перестают читать, значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребёнка.
Моя задача, как учителя, состоит не только в том, чтобы научить бегло читать ребёнка, но и осознанно читать, учить так, чтобы ему было интересно учиться.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать, это человек, у которого сформирована духовная потребность в чтении, как средстве познания окружающего мира и самопознания.
Чтобы использовать современные подходы, необходимо изучить литературу. И в2023-2024 учебном году я стала искать ответ на вопрос: "Какие современные подходы обучения чтению используются". Мне пришли на помощь книги В.Б. Эдигея "Новое чтение". Проработав в начальной школе 15 лет, я согласна с высказыванием В.Б. Эдигея, что традиционная система не даёт высоких, качественных результатов. "Специальное чтение" - это чтение не ради чтения. Его цель не прочтение, а нахождение искомого, посредством прочтения и осознания. Специальное чтение - тот путь, который решает проблему увлечения чтением, а именно интеллектуальной заинтересованности. Комплекс заданий, которые предлагаются В.Эдигеем - это чтение исподтишка, основанные на знаниях физиологии и неврологии ребёнка. К механическим же навыкам чтения относится стандартный набор способностей, без которых процесс чтения невозможен как таковойСЛАЙД №2)
• слияние букв в слоги;
• слияние слогов в слова.
Прочесть и осознать - это механизм чтения. Получается примерно такая последовательность:
• Зрительная фиксация букв.
• Разбивка читаемого слова на части (слоги).
• Чтение первого слога и фиксирование его в памяти.
• Чтение второго слога и слияние его с первым.
• Фиксирование фрагмента (суммы 2 слогов) в памяти.
• Чтение третьего слога.
• Слияние его с зафиксированным фрагментом.
• Непосредственно словообразование.
Механические навыки чтения представляют собою
• зрительную фиксацию текста;
• способность сливать зрительно зафиксированный текст в фрагменты;
• сохранять в памяти невидимые фрагменты слова (текста);
• способность трансформации "буквенного" в "образное".
Многим детям неинтересен процесс чтения, когда он превращается в «обязаловку». Чтобы превратить обучение технике чтения в увлекательную игру, я использую методику, предложенную педагогом Валерием Эдигеем. В своей книге «Учись читать, малыш!» он предлагает поиграть с учениками младших классов в анаграммы.
Ломая голову над задачей, как же помочь первоклашкам совершить этот качественный скачок от «технического» чтения из-под палки к увлеченному, автор книги вспомнил о разгадывании анаграмм. Однажды Валерий Эдигей предложил своим ученикам разгадать несколько простеньких анаграмм: например «олтс — стол» или «ток — кот». Дети с интересом принялись отгадывать загадки, некоторые даже просили задавать им анаграммы в качестве домашнего задания. Вскоре от слов первоклассники перешли к «зашифрованным» предложениям, а затем — к целым текстам.
Согласитесь, если даже у нас нет под рукой этой замечательной книжки, что мешает каждому родителю собственноручно «исковеркать» по такой схеме слово или коротенький текст из «Азбуки», а затем предложить ребенку разгадать «шифровку»? Представьте, как это интересно! Но вызвать интерес — далеко не единственная задача этих упражнений.
С 2016 года, опираясь на методики В.Б. Эдигея, уроки чтения начинаются с индивидуальной работы. Вся индивидуальная работа построена опираясь на опыт самого ребёнка, и на схему, которая даётся.
Проблема работы в том, что темп работы каждого ученика разный. Учителю необходимо донести до каждого новый вид работы.
Первый цикл заданий
В 1 разделе "Буква +…" предоставлен весь звуко - буквенный материал. Ребёнок получает возможность с ним ознакомиться. Написание букв предлагается печатным шрифтом. Обучение чтению органически связано с системой письма. Оригинальные упражнения являются хорошим подспорьем для развития у ребёнка звуко - буквенного анализа слова, повышают скорость мыслительных процессов. Задачи на сложение и вычитание букв направлены на увеличение объёма краткосрочной памяти при чтении и увеличении угла зрительного захвата читаемого текста.
Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке. Постепенно от анаграмм перешли к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывая заглавную букву и печатая ее большой. Желающими получить такой текст были все дети в классе. Подбирая для каждого ученика посильный текст, автор ' книги получил " отличные результаты. Большинство учащихся увлеклись процессом расшифровки, тем самым повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения. Этот оригинальный способ обучения чтению привлекает сравнительной простотой и доступностью. Очень эффективно применение данной методики с использованием ИКТ. Обучая детей чтению, используя методику учителя - методиста В. Б. Эдигея проводится мониторинг чтения учащихся. Данные мониторинга показывают положительную динамику и подтверждают эффективность работы внедряемых технологий ( при 100% понимании прочитанного темп чтения выше нормы у всех учащихся ).
Однако здесь не только нужно было прочитать слово, но и исключить лишнее, т.е. не похожее на все остальные. В данном случае это слово туфли, так как все остальные слова (тигр, лев, слон) обозначают животных.
Создавая по аналогии такие анаграммы, В. Эдигей классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, для того, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики. Работать по этой технологии я начала с учащимися 2 класса. Как и В. Эдигей сделала карточки-анаграммы. Что такое анаграмма? Анаграмма – с греч. – игра буквами, задача образования разных слов из данных букв. Сначала я использовала на своих уроках карточки анаграммы-предметы, всего 52 карточки. В каждой карточке по 4 слова. Итого: 208 слов. Вначале детям трудно было расшифровывать слова. Одни прочитывали слова быстрее, другие медленнее. Постепенно, из урока в урок, они научились работать по ним. Затем я ввела анаграммы-признаки предметов. Этих карточек – 50. А 50 х 4 = 200 слов – прилагательных. Расшифровывая, научились читать и их. Самыми трудными для детей были анаграммы-глаголы. Таких карточек 38. 38 х 4 = 152 глагола. Работая по этим карточкам, мы проработали в целом 560 слов, объяснили их значение, придумали с ними сотни предложений. Постепенно от анаграмм перешли к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывала заглавную букву, печатая ее заглавной буквой. Вот пример: еВненсее осценл оргосле юемзл. (Весеннее солнце согрело землю). Затем стали расшифровывать рассказы.Дети с большим интересом работают по этим карточкам. Они думают, помогают друг другу, читают, не осознавая, что одновременно идет несколько видов работ: развитие мыслительных процессов головного мозга, развитие быстроты глаз, повышение словарного запаса учащихся, развитие речи, развитие кругозора, т. к. тексты на разные темы, а самое главное повышается скорость и усовершенствуется техника чтения путем развития мышления ребенка. Повышается грамотность учащихся. Эти задания легко вписывались в структуру урока, снимая напряжение и усталость детей. А желающими получить такой текст были все. Я подбирала для каждого ученика посильный текст. Большинство учащихся увлеклись процессом расшифровки, тем самым, повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
Дети с удовольствием выполняют задания, повторяют виды разборов, составляют предложения. Думаю, учителя начальных классов, родители, желая помочь своим детям в овладении высоким уровнем техники чтения, используют этот практический материал. Мы не закончили ещё работу по данной методике. Но уже на начало 2 класса средняя техника чтения у детей составляет 75 слова. Все дети могут пересказать прочитанное.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"
