ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Предлагаем подгрупповое занятие с применением метода наглядного моделирования для детей 6-7 лет с ТНР по развитию речи на тему «Насекомые», в ходе которого ребята вместе с гостьей кошечкой Карамелькой и бабочкой Эллиной, выполняя разные задания, активизируют знания о насекомых, их образе их жизни, совершенствуют связную устную речь, психологические процессы.

Ключевые слова: дети с ТНР, старшие дошкольники, применение метода наглядного моделирования в работе учителя - логопеда, насекомые.
Цель: совершенствовать все компоненты речевого развития у детей 6-7 лет с ТНР с применением метода наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять понятие «Насекомые»;
2. Расширять, активизировать знания детей о насекомых (внешний вид, особенности строения, среда обитания, польза/вред)
3. Закреплять образование формы единственного числа родительного падежа имён существительных;
4. Закреплять предлоги: МЕЖДУ, СЛЕВА, СПРАВА;
5. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
6. Закреплять умение согласовывать существительные с порядковыми числительным;
7. Развивать связную монологическую и диалогическую речь в процессе составления рассказа с применением метода наглядного моделирования.
Коррекционные:
1. Развивать силу и продолжительность выдоха;
2. Развивать фонематический слух;
3. Развивать мелкую моторику;
4. Развивать общую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе выполнения заданий;
2. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Оборудование:
• Магнитофон;
• Флешка с песней А.Яковель и Дмитрия Высоцкого «Три кота»;
• Домик, в котором живут герои мультфильма «Три кота»;
• Ромашка;
• Карамелька (картонная плоская фигура);
• Бабочка Эллина (картонная плоская фигура);
• Муляжи животных по теме: «Насекомые» (кузнечик, муха, бабочка, жук, пчела, муравей, божья коровка и так далее);
• Зелёный лист, сшитый из фетра;
• План - схема формат А4 с прямоугольниками разной длины (жёлтого, синего, зелёного цветов);
• Конверт с картинками – планом описания насекомых.

***
I. Вводная часть

Звучит песня А.Яковель и Дмитрия Высоцкого «Три кота». Перед детьми лежит домик, в котором живут Карамелька, Коржик и Компот.
Учитель - логопед: «Ребята, как вы думаете, кого мы сегодня ждём в гости?»
Дети говорят свои предположения: «К нам придут котята Компот, Коржик, кошечка Карамелька».
Учитель-логопед: «Давайте посмотрим, кто к нам пришел, угадали ли вы сегодня наших гостей?» Перед ребятами появляется Карамелька.

II. Основная часть
Учитель-логопед: «Стоял отличный солнечный день. Карамелька вышла из дома на поляну. Кошечка подбежала к ромашке, захотела подуть на спящую бабочку.
Подула она на бабочку вот так: дуем на бабочку».
Учитель-логопед: «Ребята, давайте поможем Карамельке дружно подуть на бабочку. Проглотили слюнки и дуем. Еще раз».
Бабочка проснулась и сказала: «Ой, что это вы так на меня дуете. Можно же было просто подойти и разбудить меня?»
Карамелька: «Но как, ведь мы не знаем, как тебя зовут».
Бабочка: «Ах, да. Давайте познакомимся. Меня зовут бабочка Эллина. А вас как?»
Карамелька: «Меня зовут Карамелька».
Дети: «Меня зовут…»
Бабочка: «Вот и познакомились».
Карамелька: «Бабочка, Эллина, а почему ты одна?»
Бабочка: «Нет, я не одна, нас, насекомых вокруг очень много, сейчас день, жарко и все мои друзья спрятались. Карамелька и ребята, вы готовы их найти и узнать».
Игра «Прятки»
Эллина играет в «Прятки» с Карамелькой и ребятами.
Бабочка: «Ребята, огромная просьба, зажмуриться, сосчитать до 10 и открыть глаза».
Пока ребята сидят с закрытыми глазами, выкладываем на стол насекомых и прячем их под фетровым листочком. Затем дети на ощупь вынимают из-под листочка фигуру насекомого, называют, кто это. Обязательно проговариваем особенности внешнего вида животного, части тела, как передвигается, уточняем пользу или вред наносит данное насекомое.
Игра «Который по счёту?»
Перед детьми на стол в ряд выкладываем пять любых насекомых, пересчитываем насекомых по порядку, по образцу, который даёт Карамелька.
Карамелька: «Ребята, считаем так, первая - стрекоза, второй - кузнечик, третья - муха, четвёртый - муравей, пятая – пчела».
Для каждого ребёнка меняем насекомых и их порядок. Дети по очереди по предложенному Карамелькой образцу пересчитывают насекомых.
Карамелька: «Молодцы, всех пересчитали, никого не забыли».
Карамелька: «А теперь от меня еще одно задание».
Игра называется «Определи, где насекомое?»
Все насекомые лежат в ряд. Карамелька по очереди спрашивает ребят о местонахождении того или иного насекомого.
Карамелька: Кто самый внимательный, какое насекомое лежит СЛЕВА от бабочки, какое насекомое спряталось МЕЖДУ мухой и пчелой, какое насекомое СПРАВА от кузнечика и так далее.
Дети обязательно дают полный ответ «Слева от бабочки лежит муравей».
Игра «Нет кого»?
Всех насекомых раскладываем на поляну (на стол). Фетровый лист кладём рядом. Дети по очереди берут одно насекомое и прячут его под листик.
Карамелька спрашивает: «Нет кого?»
Дети: «Нет кузнечика, нет бабочки и так далее».
Карамелька: «Бабочка Эллина, огромное спасибо, тебе и твоим друзьям. Пусть они отдыхают под листочком и мы тоже отдохнём».
Физкультминутка «Насекомые»
Слушаем внимательно, повторяем за мной движения и думаем, какая ОШИБКА есть в стихотворении?
1,2,3,4,5 (ритмично загибаем пальцы по очереди на обеих руках, начиная с большого)
На поляну вышли наблюдать (сжимаем-разжимаем пальцы)
Вот кузнечик (загибаем большой палец левой руки),
Стрекоза (загибаем указательный палец левой руки), ,
Жук-олень (загибаем средний палец левой руки)
Пчела (загибаем безымянный палец левой руки),
Оса (загибаем указательный палец левой руки).
Бабочка (загибаем большой палец правой руки),
И богомол (загибаем указательный палец правой руки)
Муравей (загибаем средний палец правой руки)
Комар (загибаем безымянный палец правой руки)
Осёл (загибаем мизинец палец правой руки)
Пожужжали: «ЖЖЖЖЖ» (имитируем руками крылья, разводим руки в стороны, летим - бежим вокруг себя по часовой стрелке)
Позвенели: «ЗЗЗЗЗ» (имитируем руками крылья, разводим руки в стороны, летим - бежим вокруг себя против часовой стрелки)
И обратно убежали, улетели (остановились, завели руки за спину).
Карамелька: «Ребята, кто слушал стихотворение внимательно. Какая ошибка есть в стихотворении?»
Дети: «Осёл».
Карамелька: «Разве осёл не насекомое?»
Дети: «Нет. Осёл – домашнее животное».
Карамелька: «Молодцы, внимательные вы какие!»
Физкультминутку повторяемь несколько раз (громким – тихим голосом, в быстром- медленном темпе).
Эллина. «Карамелька, ты сегодня и ребята узнали о насекомых очень много.
Предлагаю составить о насекомых небольшие рассказы. Каждому из вас даю план-схему и конверт, в котором находится картинный план описательного рассказа.

Вспоминаем, у каждого рассказа есть части. Сколько их?»
Дети: «У каждого рассказа 3 части».
Эллина: «Как называются части рассказа?»
Дети: «Начало, середина, конец».
Эллина: «Верно. Напоминаю, наши прямоугольные полоски – это и есть части рассказа. Почему эти полоски разной длины?»
Дети: «Начало и конец – короткие части рассказа, а середина – длинная».
Эллина: «Молодцы.
Вынимаем картинки-описания из конверта, слушаем описание пчелы и раскладываем карточки на план - схему. Готовы?
Это пчела.
Она небольшая по размеру. У пчелы туловище полосатое, чередуются чёрные и жёлтые полоски. Тело пчелы покрыто волосками. У пчелы есть голова, туловище, крылья, шесть ног. На голове глаза, усы, хоботок. Питается пчела нектаром. Дикие пчёлы живут в дуплах, домашние – в ульях. Пчёлы летают.
Пчёлы очень полезны (мёд, пчелиный яд для медицины, опыление растений)».

Рассказ – описание про пчелу повторяют один-два ребёнка, затем таким же образом описываем несколько насекомых.
Эллина: «Ребята, вы молодцы. Ребята, с кем сегодня мы играли? Что нового узнали? Ребята, все насекомые очень маленькие, по сравнению с вами. Можно ли их обижать? Можно ли разрушать их жильё (муравейники, улья)?»
Ребята: «Нет, насекомых не обижаем, жильё насекомых не разрушаем!»
III. Заключительная часть.
Эллина: «Карамелька и ребята, огромное вам спасибо за интересно проведённое с вами время. Мне пора лететь к своим подружкам. До скорых встреч».
Карамелька: «Да, мне тоже пора домой. Всем до свидания!»
Учитель-логопед: «Бабочка Эллина, со всеми простилась и улетела к своим друзьям, а Карамелька убежала домой к своим братьям, маме и папе.
Ребята, действительно, о ком вы сегодня вместе с Карамелькой и Эллиной узнали много нового и интересного?»
Дети: «Много интересного и нового мы узнали о насекомых».
Учитель - логопед: «Всё верно. Всем спасибо, до скорых встреч!»

 Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).