ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ



«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эта притча взята не случайно, так как именно в наших руках, руках учителей, возможность создать как в конкретном классе, так и в школе, такую атмосферу, в которой школьники смогут максимально раскрыть свои способности. Активное развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы. Создание комфортного микроклимата в классном коллективе представляет собой одну из наиболее актуальных задач современного образовательного процесса. В условиях стремительных изменений в обществе, когда на первый план выходят не только академические знания, но и социальные навыки, умение работать в команде, а также эмоциональное благополучие учащихся, вопрос формирования положительного социально-психологического климата в классе становится особенно важным. Комфортный микроклимат в классе не только способствует улучшению учебных результатов, но и формирует у детей чувство безопасности, уверенности и принадлежности к коллективу, что в свою очередь влияет на их личностное развитие и социализацию. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных образовательных учреждениях наблюдается рост числа конфликтов, стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания как среди учеников, так и среди педагогов. В условиях, когда дети сталкиваются с различными вызовами, такими как давление со стороны сверстников, высокие требования к успеваемости и необходимость адаптации к быстро меняющемуся миру, создание поддерживающей и безопасной образовательной среды становится не просто желательным, а необходимым условием для успешного обучения и развития. Важно отметить, что комфортный микроклимат в классе формируется не только на уровне индивидуальных взаимодействий, но и через системный подход, включающий в себя работу всех участников образовательного процесса: учителей, классных руководителей, школьных психологов, администрации и самих учеников.
Ключевые аспекты, способствующие созданию комфортного микроклимата в классе
1.Открытое и доверительное общение.
Основа комфортного климата - открытость в общении. Важно создать атмосферу, в которой дети могут свободно выражать свои мысли и чувства. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным. И учителю во время урока отводится основная роль. Учитель должен быть доступен для общения, проявлять интерес к мнению ученика и уважительно относиться к его высказываниям. Помимо уроков регулярные классные часы, обсуждения и совместные мероприятия помогут наладить коммуникацию и укрепить доверие между детьми и учителем.
2.Поддержка и взаимопомощь.
Культура поддержки и взаимопомощи в классе способствует формированию дружеских связей между учениками. Поощрение совместной работы над проектами, групповыми заданиями и играми помогает развивать командный дух и укрепляет отношения. Важно создать атмосферу, в которой дети будут готовы помогать друг другу, делиться знаниями и поддерживать своих одноклассников. Именно коллектив выступает мощным инструментом воспитания.
3. Признание успехов.
Каждый ребенок хочет быть признанным за свои достижения. Учителю следует отмечать успехи учеников, как в учебе, так и в других сферах (спорте, творчестве и т.д.). Это может быть сделано через похвалу на уроках, сертификаты или даже простые слова одобрения. Признание помогает повысить самооценку ребенка и мотивирует его к дальнейшему развитию.
4. Создание комфортного пространства.
Физическое пространство класса также играет важную роль в создании комфортного микроклимата. Удобные парты, чистота и порядок, наличие зон для отдыха — все это способствует созданию позитивной атмосферы. Учитель может организовать класс таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и мог сосредоточиться на учебе.
5. Уважение к индивидуальности
Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Важно уважать индивидуальность каждого ученика, учитывать его интересы и потребности. Это поможет создать атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя ценными и важными. Использование различных методов обучения, адаптация заданий под уровень подготовки каждого ученика способствуют уважению к индивидуальности.
6. Вовлечение родителей
Сотрудничество с родителями также играет важную роль в создании комфортного микроклимата в классе. Регулярные родительские собрания, открытые уроки и другие мероприятия помогают наладить связь между семьей и школой. Это создает единое образовательное пространство, в котором все участники процесса работают на общую цель.
7. Психологическая поддержка
Наличие психолога или социального педагога в школе может значительно улучшить микроклимат в классе. Психологическая поддержка помогает детям справляться с трудностями, развивает их эмоциональный интеллект и способствует формированию здоровых отношений между сверстниками.
Для создания позитивного микроклимата в классном коллективе можно использовать различные методики:
1.Командные игры и упражнения.
2.Групповые проекты.
3. Обсуждение и обмен мнениями.
4.Поддержка и признание успеха.
5.Позитивная обратная связь.
6.Анкеты и опросы.
7.Ролевые игры.
Каждая методика может быть адаптирована в зависимости от возраста и особенностей классного коллектива. Главное – создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, где каждый учащийся чувствует себя важным и ценным.
Упражнение « Фотография класса».
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя на групповой фотографии. Среди одноклассников он должен разместить свое «фото». Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Игра «Эстафета дружбы» Взяться за руки и передавать, как эстафету любой предмет , сопровождая словами «Я хочу с тобой дружить ,(имя).

Создание комфортного микроклимата для детей в классном коллективе — это задача, требующая усилий со стороны учителей, детей и родителей. Открытость, поддержка, признание успехов, уважение к индивидуальности и вовлечение родителей — все это формирует позитивную атмосферу, способствующую успешному обучению и гармоничному развитию личности каждого ребенка. Инвестируя в комфортный микроклимат, мы создаем условия для формирования счастливого и уверенного поколения, готового к новым достижениям.

Список литературы:
1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. М.:Генезис,1998.
2.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.-М.:Педагогика,1979.
3.Классные часы с психологом.1-4 классы/авт.-сост.:Ю.В.Груздева,Н.А.Богачкина-М :Издательство «Глобус»,2009 г.

 Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).