ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

 


Введение
Внеклассное чтение играет важную роль в развитии младших школьников, особенно в условиях группы продленного дня (ГПД). Оно не только расширяет кругозор и улучшает читательские навыки, но и способствует развитию творческих способностей детей. В данной статье рассмотрим, как организовать внеклассное чтение в ГПД, чтобы стимулировать воображение, креативное мышление и художественное восприятие у учащихся.
Роль внеклассного чтения в развитии творческих способностей
С раннего детства в ребенке заложена способность творить. Необходимо целенаправленно и осознанно развивать творческие способности. В противном случае, тот ребёнок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным «человеком из толпы». Развивать творчество в ребенке нужно, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.
Чтение художественной литературы оказывает многогранное влияние на ребенка:
• Развивает воображение – дети представляют описанные события, героев и места действия.
• Стимулирует фантазию – через анализ сюжета и характеров персонажей школьники учатся придумывать свои истории.
• Формирует эмоциональный интеллект – сопереживание героям помогает лучше понимать чувства других людей.
• Развивает речь и образное мышление – обсуждение прочитанного обогащает словарный запас и учит выражать мысли.
Цель занятий по внеклассному чтению – познакомить обучающихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. С одной стороны, это относительно свободные занятия, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих занятиях выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
В условиях ГПД внеклассное чтение может быть организовано в увлекательной форме, что повышает мотивацию детей и делает процесс более эффективным.
Методы и приемы организации внеклассного чтения в ГПД
Чтобы чтение стало инструментом развития творчества, важно использовать интерактивные формы работы:
1. Чтение с последующим обсуждением
После прочтения рассказа или сказки можно предложить детям:
• нарисовать понравившегося героя или ключевую сцену;
• придумать альтернативную концовку;
• разыграть мини-спектакль по мотивам произведения.
2. Творческие задания по прочитанному
• Сочинение сказок и рассказов – дети могут продолжить историю или создать свою на основе заданных персонажей.
Влияние сказок, прочитанных в детстве, на формирование личности ребенка очень велико.
Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности младших школьников. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Маленькие дети могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а ребята начальных классов уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.
• Литературные игры – например, "Доскажи историю", где каждый участник добавляет по предложению.
Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если он ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия.
• Создание книжки-самоделки – иллюстрации и короткие тексты, придуманные детьми.
Проект по созданию книжки с собственной придуманной сказкой, с самостоятельно подобранными иллюстрациями, играми, ребусами и кроссвордами будет ярким примером одной из эффективных форм привлечения к активному сотрудничеству социальных партнёров (технология сотрудничества). Книжка – «самоделка» - это также средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности школьника.
3. Проектная деятельность
• Литературные проекты – создание стенгазеты по мотивам книги, презентации любимого произведения.
Проекты в начальных классах создавать трудно, так как дети ещё малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). Но все-таки организовать проектную деятельность можно.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, влючая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
• Театрализация – инсценировка отрывков из книг с использованием костюмов и декораций.
Детям можно предложить поставить кукольный театр, сценку на любую ими выбранную сказку. Главное привлечь всех детей, и не оставить их без внимания. Детям очень нравиться изображать сказочных героев.
4. Использование мультимедийных технологий
• Просмотр экранизаций с последующим сравнением с книгой.
• Создание аудиорассказов или подкастов по мотивам прочитанного.
В современных условиях, когда ребенок пользоваться мобильным телефоном и компьютером учится раньше, чем читать, когда меняется восприятие ребенка, живущего в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры, учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Заключение
Внеклассное чтение в группе продленного дня – это не просто дополнительное занятие, а мощный инструмент развития творческих способностей младших школьников. Через игровые и интерактивные формы работы дети учатся мыслить нестандартно, выражать свои идеи и развивать художественное восприятие. Важно, чтобы педагог подходил к организации чтения творчески, используя разнообразные методы, которые превращают процесс в увлекательное приключение.

Список литературы:
1. Анисимова Т.Б. Продлёнка: Игры и занятия для школьников. Феникс 2005.
2. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах. Феникс 2008.
3. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014.
4. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014.

 Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).