ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

В настоящее время музей это не только научно-просветительское учреждение, но организация, которая решает задачи развития и воспитания личности.
Ни всегда у учителя есть возможность организовать экскурсию для учеников. Особенно сложно осуществить экскурсионные поездки в ведущие музеи нашей страны. Выйти из данной ситуации педагогам помогают новые технологии - информационные. И в данной ситуации в образовательных целях можно использовать виртуальные экскурсии.
Школьная виртуальная экскурсия - это форма обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением существующих исторических объектов.
Это продукт в виде видео, аудио и презентаций, предназначенный для интегрированного представления информации.
На уроках истории, с помощью экскурсий в виртуальные музеи учащиеся могут окунуться в различные эпохи, увидеть то, что в настоящий момент недоступно в живую. Конечно, в рамках данной работы все зависит от технического оснащения учебного процесса, но, несмотря на это, это возможность избегать однообразной работы с учебниками и иными видами текстового материала.
Через урок с использованием виртуальной экскурсии также происходит постепенное гражданско - патриотическое воспитание школьников. Например, в рамках месячника военно-патриотического воспитания учащимся можно показать видеоэкскурсию – «Путешествия по мемориальному комплексу «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане» или «города – Герои ВОВ». Во время таких мероприятий обучающиеся получают визуальные сведения о местах, не доступных для реального посещения.
Виртуальная учебная экскурсия включает те же этапы, что и обычная учебная экскурсия. Можно выделить следующие:
Этапы подготовки виртуальной экскурсии.
На первом этапе подготовки ставятся цели, учитель определяет для себя, какого результата он хочет добиться. Экскурсию можно использовать как для изучения нового материала, так и для расширения общего кругозора ученика. Показ объектов можно осуществить на основе фотографии, видео ряда или 3D модели.
Второй этап, это непосредственно, сама подготовка экскурсии. Необходимо разработать маршрут, так называемый наиболее удобный путь следования, который максимально должен раскрыть тему, так же, как и во время живой экскурсии. Определяются точки, по которым будет проходить маршрут, составляется список мест для посещения. Согласно исследованиям психологом, максимально человек может воспринять 5 – 7 объектов. Именно столько объектов способна удержать наша память.
Важно помнить, что материал надо представить последовательно и так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Обязательным условием виртуальной экскурсии является то, организация показа объектов должна проходить в строго логической последовательности и обеспечивать зрительные основы для раскрытия темы. В какой последовательности будет осуществлена виртуальная экскурсия решает учитель. Экскурсию можно осуществлять в хронологической, тематической, тематико-хронологической последовательности.
Текст экскурсии необходимо подобрать таким образом, чтобы он раскрывал подтемы. Он должен быть краток, формулировки простыми. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для использования рассказ.
Завершающим этапом является этоп подведения итогов.
Он включает в себя беседу с учащимися по итогам виртуальной экскурсии, может содержать дополнительные задания и упражнения для усвоения полученных знаний, умений и навыков.
Таким, образом, виртуальную экскурсию более удобно применять для организации учебного процесса, так как она не требует больших усилий в своей подготовке. Учащимся не нужно покидать учебное заведение, одной из главных особенностей виртуальной экскурсии является ее применение на любом этапе урока. Данному виду работы можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного. Можно использовать экскурсию и как мотивацию к изучению большой темы. Например, «Ремесла древнерусского города» лучше провести перед изучением темы «Древние славяне», а потом, на повторительно-обобщающем уроке, вернуться к материалу, полученном на экскурсии, и попросить учащихся использовать данный материал в контексте знаний, полученных на уроках.
Самый удобный и доступный способ создания собственной виртуальной - это применение программы Microsoft Power Point и проведение интересных презентаций. Используя данную программу, педагог самостоятельно выбирает, какой будет данная презентация, какая цель будет ставиться в ходе подготовки данного мероприятия. Во время создания виртуальной экскурсии производится не только показ и рассказ нового материала, но, как правило, в заключительной части экскурсии обучающимся предлагается ответить на вопросы викторины, что позволяет закрепить ранее услышанное и увиденное.
Отличительной особенностью презентации для виртуальной экскурсии является её интерактивность, то есть возможность взаимодействия через элементы управления.
В программе PowerPoint интерактивность можно создать следующими способами: с помощью гиперссылок; с помощью управляющих кнопок; с помощью анимационных эффектов с настройкой триггеров.
Хочу обратить внимания, на возможность использования готовых виртуальныхъ экскурсий, например, на федеральном портале ИСТОРИЯ.РФ и др.
Можно использовать портал культурного наследия и традиций России «Культура. Российская Федерация - это мультимедийный фонд достижений культуры Российской Федерации, который включает в себя возможность просмотра театральных представлений, художественных, анимационных и документальных фильмов.
Нельзя не сказать о виртуальных экскурсиях, которые размещены на сайтах музеев. Парк Патриот, Кунсткамера, Эрмитаж и другие. Они помогут учителю, не выходя из стен школы, раскрыть сложные для обучающихся темы развития русского искусства, жизни и быта различных сословий России. Важно, что виртуальные экскурсии, как правило, сопровождает гид.
Интересный вид работы с помощью виртуальных экскурсий предлагает интернет-портал Русского музея. С помощью представленных на сайте материалов возможно разработать разнообразный, интересный и вовлекающий исторический материал для проведения учебного процесса. Важно, что виртуальные экскурсии, как правило, сопровождает гид.
Помимо использования возможностей виртуальных музеев, хотелось бы еще в этом направлении отметить использование ресурсов и возможностей сайта chronocon.org, который позволяет педагогу создавать виртуальные интерактивные карты по истории России. В основном данный сайт используется на уроках истории и позволяет обучающимся максимально погрузиться в изучаемую тему.
Очень интересно, в рамках данного направления, использования интерактивных методов обучения, учителю истории использовать различные тематические интерактивные плакаты. Создавать их можно как самостоятельно, так и пользоваться уже размещенными в сети интернет. Использовать их можно ни только на уроках истории, но также при проведении уроков мужества и мероприятий, посвященных памятным датам нашей страны.
Таким образом, в настоящее время использование интерактивных методов обучения дает возможность учителю сделать свой урок уникальным и максимально сосредоточить учеников на данной теме. Виртуальная экскурсия дает возможность воспользоваться преимуществами исторической экскурсии без необходимости физического посещения соответствующего пространства. Конечно, участие в виртуальной экскурсии отличается от экскурсии живого формата, так как, помимо всех тактильных и сенсорных впечатлений, отсутствует групповой опыт знакомства с историей, который по-прежнему делает реальную экскурсию незаменимой. Тем не менее, виртуальная экскурсия предлагает другие не менее важные перспективы, недоступные в живом формате. Использование интерактивных карт помогает учащимся лучше запоминать исторические события, с их помощью проще научить ребят работе с картами, поскольку это происходит непринуждённо плакаты. Помимо всего выше перечисленного, хочется к плюсам использования данных методов на уроках истории отнести то, что ребята могут быть привлечены к созданию виртуальных экскурсий, карт и интерактивных плакатов. Они могут самостоятельна выступать в роли экскурсовода.

 

 Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).