Оксана Анатольевна Забровская
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Видновская СОШ №2»
Ленинского городского округа Московской области
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Содержание функциональной грамотности применительно к образовательной области «Русский язык и литература» определяется как чтение и понимание сложных текстов, использование и оценка информации.
Всем известно, что читательская грамотность – это основа для формирования всех видов функциональной грамотности – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Иначе говоря, учащимся необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное. Своеобразное триединство: понимаем-осмысливаем-используем.
Формирование читательской грамотности – сложное и продолжительное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Работа учителя по формированию читательской грамотности в первую очередь строится с опорой на тексты классической литературы, публицистические тексты, сплошные (описание, повествование, объявления, инструкции) и несплошные (графики, таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, афиши, кластеры) тексты.
Особенность нетекстовой информации – роль формы в восприятии. Визуальный образ, детали воспринимаются нами на бессознательном, интуитивном уровне, помогают лучше понять авторский замысел. Тот же самый подход применим и к тексту. Только формой будет не цвет, а буквенная и звуковая оболочка слова.
Выбор формы работы с текстом немаловажен, так как он даёт: высокий темп работы; максимальная включенность всех учеников; построение коммуникации между ними; самостоятельная работа в группах; использование творческих заданий; партнерское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание; сотрудничество между учителем и детьми.
Эти отличительные черты имеет работа в малых группах, которая положительно влияет на развитие читательских умений школьников.
Дети энергичны, заинтересованы происходящим, их ответы эмоциональны, часто оригинальны. Обстановка в классах живая и приподнятая, в то же время ненапряжённая, комфортная для учеников.
Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, например).
Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам: группа по желанию; случайная группа; группа, сформированная лидером; по знакам Зодиака; по темпераменту.
Надо дать возможность ребятам сработаться. Потом группы нужно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнёрами.
Следует учитывать, чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.
В этом помогают организационные роли, которые распределяются между членами группы. Это организатор работы (лидер) или фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы); секретарь (записывает идеи и результаты работы), оратор (докладчик), журналист (задает уточняющие вопросы); активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль); контролёр или «хранитель времени». Можно добавить и другие роли.
Сценарий урока.
Группа среднего уровня развития 8 класс.
Урок освоения новых знаний.
Тема урока. Репортаж как жанр публицистики.
Цель: формирование умения самостоятельно анализировать информацию и создавать текст-репортаж заданной тематики.
Задачи:
обучающие: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа; создание собственного текста с учетом требований к данному жанру.
развивающие: совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, поиска и обобщения информации; развитие речи учащихся, приобретение умения написания сочинения в жанре репортажа;
воспитательные: формирование умения работать в группе, учиться предлагать и отстаивать свою точку зрения, развивать интерес к творческому труду, воспитание осознанной потребности в знаниях.
В качестве заданий для работы в малых группах учащимся предлагаются тексты и перечень вопросов к ним. На этом этапе реализуется один из способов организации группового взаимодействия, при котором группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
Одни группы получают информационные задачи.
Основа задачи – поиск точной информации в тексте.
Ознакомившись с их содержанием группы должны дать ответы на вопросы.
1 группа. Что такое репортаж?
2 группа. Кто такой репортер? Синонимы.
3 группа. Какова этимология слова?
Другие группы решают аналитические задачи: извлекают из текста информацию и объединять разрозненные факты в единую информационную картину.
Ознакомившись с содержанием текстов группы должны дать ответы на вопросы.
4 группа. Какими качествами должен обладать репортёр?
5 группа. Каковы характерные особенности репортажа?
6 группа. Структура репортажа.
Проанализировав тексты, группа готовит информационный кластер по выданным им вопросам. Группы представляют свой материал, записывают информацию на доске в виде кластера.
Учащиеся в других группах, имея перед собой тексты, лучше ориентируются в информационном потоке, все находятся в действии: не только преподносят информацию, но и записывают учебный материал, имеют возможность внести дополнения, уточнения в сообщение, которое представляет другая группа.
Малые группы получают одно и то же задание – творческое. Написать репортаж на заданную тему или на свою, соблюдая его структуру (зачин, основная часть, концовка). Идёт творческая работа.
Задание. Представьте себе, что вам надо вести репортаж на одну из тем: «Футбольный матч», «На катке», «Большая перемена в школе», вы можете выбрать свою тему! Запишите 10 предложений. Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя, пробудить интерес к теме, работать динамично.
Чтение репортажей. Работа на внимание «Проверяем себя». Группы по содержанию репортажей составляют вопросы, чтобы потом ребята смогли дать ответы по форме «Верно», «Неверно» или «Да», «Нет», затем задают вопросы друг другу по кругу.
Рефлексия.
Подведение итогов урока, создание синквейна по группам.
Например,
Репортаж.
Занимательный, волнующий.
Знакомит, развивает, поучает.
Мне нравятся живые репортажи.
Событие.
Самооценка работы в малой группе.
Эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе.
Насколько хорошо я работал со своими товарищами? |
Всегда |
Обычно |
Иногда |
Никогда |
Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей |
|
|
|
|
Я усердно работал над заданием |
|
|
|
|
Я высказывал новые идеи |
|
|
|
|
Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи |
|
|
|
|
Я подбадривал остальных |
|
|
|
|
Планомерная работа по формированию читательской компетентности способствует формированию у детей умения читать и понимать тексты разных типов с разной глубиной проникновения в содержание в зависимости от вида чтения и способности к рефлексии и оценке прочитанного, умения интерпретировать содержание.