воспитатель
МБДОУ ДСКВ №26 г. Ейска
МО Ейский район Краснодарского края
В современном образовании одной из наиболее ярких проблем является воздействие информационного стресса на здоровье детей. Для решения данной проблемы я считаю необходимым грамотно обрабатывать информацию, что положительно скажется на общем развитии ребёнка. Поэтому возникла идея прибегнуть к новой технологии в образовании – «Эйдетике», как способе развития памяти и внимания дошкольников. Эйдетика способна повысить самооценку ребёнка. Такая технология развивает образную память, усиливает способность воображения, обостряет концентрацию внимания, позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»; упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, чисел; развивает образно - ассоциативное мышление.
ФГОС ДО делает акцент на развитие личности ребёнка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно - образное мышление. Современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Это касается многих мелочей окружающих нас в повседневной жизни. Они могут быть визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными.
Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. В процессе применения в своей работе такой технологии как эйдетика, я заметила, что дошкольники стали более работоспособными, стали лучше концентрировать внимание, запоминать и заниматься. Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается. Ведь зачастую бывает трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что – то. Особенно это касается старших дошкольников, которые идут школу. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее. В этом и преимущество эйдетического обучения – ребёнок учится радостно. А если человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор - эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Эйдетика помогает развивать образное (способность мыслить образами) и ассоциативное мышление, учит техникам лёгкого запоминания информации, способствует развитию воображения. Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать много информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает детям справляться с обучающими программами.
Всё обучение по методики «эйдетики» должно происходить в игре. Хочу поделиться играми, которые я использую в работе с дошкольниками, развивая их как гармоничную личность.
Игра «Графические пентаграммы». Я читаю короткие предложения или четверостишья, хорошо понятные детям. Для младших дошкольников рисую сама, и дети по рисункам составляют рассказ. Предлагаю составить пентаграмму по небольшому стихотворению: «Перед вами лист бумаги, разделенный на квадраты. Нужно в каждом квадрате нарисовать изображение по стихотворению по своему художественному вкусу». (1- на полянке колобок, 2 - нитки сматывал в клубок, 3 - ниток желтых, алых, 4 - намотал немало, 5 - и пошел домой устало).
Игра - тренинг «На что похожа цифра». Перед дошкольниками раскладываю листы, на которых написаны цифры и предлагаю нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у меня цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.
Игра «Соедини башенки, построенные из одинаковых наборов деталей». Игра развивает внимание, усидчивость, анализ и синтез.
Игра «Запомни фигуры». Геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера я ставлю в ряд. Предлагаю детям запомнить их. Для себя обозначаю время – 1 минута. После этого дошкольнику нужно ответить на вопросы: сколько всего было фигур, сколько было треугольников, прямоугольников, кругов и какого цвета круги и квадраты. Постепенно задание я усложняю, используя геометрические фигуры разного размера или цвета, формы, количества.
Игра «Придумай символы». Здесь потребуются карандаши и лист бумаги. Я называю слова, а дети обозначают их символами: кукла, дерево, машина, солнце, дом, поезд, мяч.
Игра «Зачеркни клетки по адресам». Я называю букву и цифру (крестик и нолик), а дети ставят крестик на пересечении этих точек. Называю адрес быстро, без повторов. Побеждает тот, у кого нет ошибок.
«Интересные вопросы». Игра проходит в виде вопроса – ответа. Например: В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец). В каком слове «нет» употребляется сто раз? (Стонет). Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит). У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).
В конце задаю вопрос: «что помогло правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).
Рассказ на тему «Зима пришла». В данной игре детям предлагаю в каждом предложении любое слово заменить на соответствующую картинку, не нарушая смысл предложения.
Применяю игры - этюды: «Заколдованный ребёнок», «Глухая бабушка», «Иностранец», «Разговор через стекло», «Отгадай и покажи», «Настроение», «Наоборот». Игры – этюды – одна из форм овладения вербальными и невербальными средствами общения.
Главные инструменты эйдетики – ассоциации и акровербальная техника. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: ребенок не только может увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Если ребенок будет обладать достаточно развитыми познавательными способностями, приобретет первые умения учиться, сможет выполнять простейшие требования и задания взрослых, правильно воспринимать оценку себя и своего поведения товарищами и взрослыми, тогда и желание учиться будет у него твердым. А это играет огромную роль в психологической и личностной готовности ребёнка к школьному обучению.
Публикация статьи в журнале Мудрец для педагогов
Список используемых источников:
Ольга Зюзина, Эйдетика для дошкольников как одна из методик повышение самооценки / Сайт инновационной площадки ГБДОУ детский сад №20 Красногвардейского р-на СПб