педагог - психолог
МБДОУ ДСКВ №34 г. Ейска
МО Ейский район Краснодарского края
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия, является одной из приоритетных задач в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В свою коррекционно - развивающую работу с детьми нашего МБДОУ ДСКВ №34 г.Ейска я включила образовательную кинезиологию - «Гимнастика мозга», основанную на методике Пола и Гейла Дениссон по той причине, что, работая с дошкольниками как с нормой развития, так и с разными нозологиями, передо мной возникла задача - найти такие нетрадиционные формы работы, которые будут направленны на профилактику и коррекцию познавательных, эмоциональных и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности детей. Я изучила достаточное количество литературы и практических материалов по данной теме.
Направление кинезиологии на развитие связи между правым и левым полушарием мозга дает положительный результат в гармоничном развитии ребёнка. Кинезиология развивает умственные способности и физическое здоровье через определенные двигательные упражнения.
И݅н݅т݅е݅г݅р݅а݅ц݅и݅я݅ усилий в݅о݅с݅п݅и݅т݅а݅т݅е݅л݅е݅й݅, у݅ч݅и݅т݅е݅л݅я ݅- л݅о݅г݅о݅п݅е݅д݅а݅, с݅п݅е݅ц݅и݅а݅л݅и݅с݅т݅о݅в݅ и родителей является залогом у݅с݅п݅е݅ш݅н݅о݅с݅т݅и݅ к݅о݅р݅р݅е݅к݅ц݅и݅о݅н݅н݅о݅й݅ работы с детьми в данном направлении в нашем детском саду. В тематический план детского сада включены комплексы кинезиологических упражнений, которые подобраны с учетом темы недели. Педагоги активно внедряют приемы кинезиологии в образовательный процесс в режиме дня ДОУ.
В процессе работы, как педагог – психолог, я осуществляю с݅о݅т݅р݅у݅д݅н݅и݅ч݅е݅с݅т݅в݅о݅ с р݅о݅д݅и݅т݅е݅л݅я݅м݅и݅ не только в форме к݅о݅н݅с݅у݅л݅ь݅т݅а݅ц݅и݅й݅ и родительских с݅о݅б݅р݅а݅н݅и݅й݅, но и п݅р݅именяю н݅е݅с݅т݅а݅н݅д݅а݅р݅т݅н݅ы݅е݅ формы работы. 2 - 3 раза в год я провожу клубный час по технологии Н. П. Гришаевой - «Развивающие бродилки». В таком занятии – практикуме по кинезиологическим упражнениям родители принимают активное участие. По результатам опроса я выяснила, что более половины родителей детей, за 2 часа посетили мероприятие. Причем, родители детей всех возрастов, начиная с групп раннего возраста
В ходе занятий – практикумов родители дошкольников узнали, что кинезиология - это здоровьесберегающая технология, а так же познакомились с требованиями к выполнению кинезиологических упражнений и смогли на практике, вместе со своим ребенком, обучиться комплексу кинезиологических упражнений.
Условия создания клубного часа «Развивающие бродилки»:
- организация пространства для работы в парах детей и родителей;
- подключение оборудования сенсорной комнаты;
- подбор музыкального сопровождения.
По окончании - родители получали буклеты с кинезиологическим комплексом упражнений для выполнения их в условиях семьи. Предварительно мною была составлена мини - анкета для родителей. С помощью анкеты я имела обратную связь по результатам проведения мероприятия.
В своей работе с детьми я использую комплексы кинезиологических упражнений, опираясь на программы В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой, А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович. Комплексы включают в себя следующие упражнения: тренировка тонких движений пальцев рук, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки, телесные упражнения и упражнения на релаксацию.
В процессе тренировки тонких движений пальцев рук я включаю упражнения на реципрокную координацию, тренировку переключения (например, «Лезгинка», «Капитаны», «Колечки»).
Потенциал кинезиологических упражнений огромен. Сначала дошкольники осваивают простые тонкие движения пальцев рук, и наиболее сложным считается уровень, когда они свободно могут демонстрировать связки из трех движений, например: «Заяц – коза – вилка», «Гусь – курица - петух», а так же кинезиологические упражнения с песенкой или сказкой. Предварительно отрабатывается каждое движение, сначала одной рукой, потом другой, и только потом двумя руками одновременно.
Во время массажа и самомассажа я использую различные тактильные дорожки, дощечки, брусочки, шарики, мячики и другие тренажеры, используя при этом музыкальное сопровождение.
Предпочтение отдаю музыкальным играм всем известных Е. и С. Железновых.
В ходе дыхательных упражнений - «Надуй шарик», «Свеча» и игровых упражнений «Дутибол», «Морские маневры» дети учатся регулировать свое дыхание, делая данные упражнения на разный счет, с задержкой, подъемом одноименных и разноименных рук и ног – то на вдохе, то на выдохе, сначала под контролем взрослого, потом самостоятельно.
Глазодвигательные упражнения: движения глаз влево – вправо - вверх -вниз, к переносице и обратно; восьмёрку горизонтальную и вертикальную постепенно усложняются движением языка за глазами, в противоположную сторону от движения глаз.
Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) - растяжки.
Упражнения двигательного репертуара - телесные упражнения начинаются с элементарных навыков переворота на живот, «лодочки», ползания на животе, на спине, на четвереньках, с перекрестных шагов.
Упражнения на релаксацию требуют оборудования сенсорной комнаты. Здесь понадобятся специальные межполушарные тренажеры: межполушарные доски; линейки - трафареты для рисования двумя руками; балансир для мозжечковой стимуляции; тренажеры «ленивая восьмерка» и «лабиринты»; подборка карточек для рисования двумя руками; нейропсихологическая игра «Повтори за мной». Благодаря таким тренажерам усиливается действие кинезиологических упражнений.
К комплексам кинезиологических упражнений дополнительно я включаю упражнения на развитие пространственных представлений и рисование двумя руками по программе В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой.
Положительную динамику развития ребенка благодаря применению в работе педагогом – психологом кинезиологических упражнений можно отследить при исполнении определенных важных условиях, которые необходимо четко выполнять:
- упражнения проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
- так же как часть развивающих занятий;
- в качестве динамических пауз;
- перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. Прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей нецелесообразно. Только при соблюдении этих условий появится результативность. Проводить упражнения с ребенком родителям рекомендуется в любое время, но если ребенку предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
Организовывая коррекционно – развивающую работу с дошкольниками, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. Это же условие обязательно и для родителей, для того, чтобы родитель мог понять, какие ощущения вызывает то или иное упражнение, какие органы задействует, какой результат дает.
Упражнения должны проводиться ежедневно, без пропусков; постепенно работая по принципу: «качество скорость сложность». Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели, постепенно увеличивая темп и сложность: дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры. После того, как дети научились выполнять пальчиковые игры, с 5 лет даем комплекс кинезиологических упражнений, состоящих из 2 - 3 положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающий) эффект. Для меня данная технология очень удобна в применении, ее можно использовать в любом пространстве и без дополнительных атрибутов, только с использованием ресурсов собственного тела и эмоций.
Литература:
- Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное
Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
- Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
- Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невский проспект. - 2005. - 192 с.
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.— Владивосток, 1988.
- Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г