ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Клименко Мария Петровна

воспитатель,

Шишко Анастасия Владимировна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Ейска

Краснодарский край, город Ейск, поселок Краснофлотский

 

 

Всем известно, что умение дошкольника четко и правильно излагать свои мысли, развернуто отвечать на поставленные вопросы, является залогом успешного обучения в школе.

Ряд исследователей (Т.Б.Филичева, Р.Е Левина, Г.В.Чиркина и многие другие) подчеркивают, что важность речи и словарь - это залог успешного обучения. Особое внимание обращают на уровень развития речи и словаря, авторами отмечается, что успешное обучение в школе находится в зависимости от уровня развития связной речи, т. к. правильное восприятие и воспроизведение учебного материала, умение развернуто отвечать на вопросы, высказывание самостоятельных выводов требуют высокий уровень развития связной речи.

Так как в дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения является игра, то специалисты и педагоги должны предложить воспитанникам интересные и эффективные средства обучения. Разнообразные игры и упражнения, используемые учителем - логопедом имеют универсальный характер, содействуют обучению чтению, формируют прочную фонетико-фонематическую основу, совершенствуют психические процессы. Картинки, схемы, словесные игровые задания, ребусы, чистоговорки – все это повышает интерес детей, способствует более лёгкому усвоению материала.

«Фонетические рассказы и сказки» позволяют организовать процесс обучения в игровой форме, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение. Происходит стимуляция и активизация речевой активности. Через картинный материал, представленный в пособии, дети легче усваивают звуковой анализ и синтез, деление слов на слоги.

Успешная и плодотворная работа с дошкольниками заключается в подборе эффективных методов коррекции речевых нарушений. Превосходным средством в логопедической работе может стать фонетическая сказка. Логопедическое воздействие в сказочной форме считается наиболее многоцелевым и продуктивным способом влияния на коррекционную работу.

Наиболее универсальным коррекционным средством для исправления звуковой стороны речи в работе с дошкольниками с нарушениями в речи, выступает сказка. Ведь язык сказки - это метафоричность, образность, психологическая защищенность. Сказка, как принято, отвечает детской системе мироощущения. Сказки любят все дети - это особенная реальность, а не просто вымысел и фантазия.

В коррекционной работе с детьми групп компенсирующей направленности широко используются логопедические сказки. Логосказки - это единая педагогическая процедура, формирующая развитие всех сторон речи, воспитание нравственных качеств, а также активизацию психических процессов. Одним из видов логосказок выступают фонетические сказки. Основная цель фонетических сказок – поэтапное исправление детской речи. Определяющей задачей фонетических сказок считается работа над произношением звука, находящимся в изолированной позиции, автоматизация звука в разных позициях и введение в связную речь. Эти сказки применяю в своей работе, как учителя-логопеды, так и воспитатели компенсирующих групп. Задача детей не только смотреть и слушать, но и являться активными участниками, выполнять задания. Путешествуя с персонажами сказки, дошкольник закрепляет автоматизируемый звук. К примеру, по заданию учителя-логопеда, они переносятся в мини-галерею, тем самым вместе с животными автоматизируют звук [р].

Таким образом, в логопедической работе фонетические сказки выступают как эффективное средство коррекции речевых нарушений. С помощью сказочных героев можно регулировать поставленные коррекционные задачи:

- формировать звуковую сторону речи ребенка;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- совершенствовать связную речь;

Занятия на основе фонетических сказок дают возможность принимать во внимание индивидуально-психологические особенности детей с ОНР и способствуют обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, благоприятно влияют на развитие последовательности, логичности, связности, правильности и выразительности речи.

Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений является обучение дошкольников грамоте, что является предпосылкой подготовки к школе. Обучение грамоте — это комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование навыка чтения и письма. Многие родители заинтересованы в правильном обучении детей чтению, так как не все дети осваивают темп, диктуемый школьной программой.

Обучение грамоте в ДОУ – это, прежде всего, предупреждение дислексии и дисграфии, что поможет дошкольнику в будущем не допускать некоторые характерные ошибки.

Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребёнок не допускал пропуска букв и смешивания их при написании. Мог применять свои зрительные и слуховые рецепторы, использовать артикуляционный уклад гласных и согласных, звонких и глухих звуков, а не только запоминал надлежащие буквы.

Обучение грамоте входит в образовательную область развитие речи, поэтому важно построить работу так, чтобы поставленные задачи реализовались системно.

Выделяют основные компоненты, входящие в процедуру обучения грамоте:

  • сформированность звуковой культуры речи, т. е. ребёнок обладает правильным произношением звуков;
  • развитость процессов фонетики, т. е. способность слышать, отличать и дифференцировать фонемы родного языка;
  • готовность к анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение находить первый гласный; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; находить первый и последний согласный звук в слове;
  • ознакомление детей с понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение», гласные и согласные (твердые, мягкие, глухие, звонкие) звуки; развитие умения работать со схемой слова, обладать навыками чтения по слогам.

Знакомство дошкольников с фонетической стороной слова – это не просто организация к обучению их грамоте, но и важное требование усвоения ими грамматики родного языка. Способность слышать звучащее слово является платформой овладения словообразованием, понимания связей между однокоренными словами.

Дети обучаются находить первый звук в слове. Выделяют нужный звук, используя голос, и определяют символом. Затем воспитанники учатся слышать и определять звук в середине и конце слова.

Затем включается звуковой анализ односложных слов. Дети произносят слово, выделяют начальный и последующий звук, характеризуют их. Считают количество звуков в слове и называют их последовательно. Каждый звук имеет определённый символ, обозначается буквой, и только после этого прочитывается слово.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у дошкольников с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Однако, многие виды знаний, которые ребенок с ОНР не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств, открывающих новые возможности для развития речи. Таким средством выступают фонетические сказки и рассказы.

Фонетическая сказка является универсальным средством в логопедической работе. Коррекционное воздействие посредством сказки является наиболее многоцелевым и продуктивным способом воздействия в работе учителя - логопеда.

Использование фонетических рассказов и сказок является наиболее продуктивным и комплексным средством для автоматизации звуков, развития фонематического восприятия, связной речи и обучения грамоте. Данное пособие может облегчить работу учителя-логопеда и заинтересовать родителей и воспитателей выполнением несложных заданий с детьми.

Список литературы

  1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158 с.
  2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изд. Секачев В. Ю., 2012. – 182 с.
  3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. [Текст] / В.П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004.— 168 с.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с.
  5. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте [Текст]: методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С., Варенцова, Н. В. Дурова. М: Школа-Пресс, 2004.- 144 с.
  6. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / И.Н. Лебедева. – М.: Просвещение, 2009. – 173 с. 38.

 

Публикация статьи в журнале Мудрец для педагогов

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).