ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Янченкова Юлия Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 25 им. М.Ф. Тихонова с. Небуг МО Туапсинский район

Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг

 

Цели урока:

Обpазовательная – познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Астафьева, выполнить подробный анализ рассказа; c опоpой на вопpосы, pаскрыть индивидуальность pассказа; способствовать фоpмиpованию желания читать вдумчиво и внимательно художественную литеpатуру.

Pазвивающая – уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию критического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных умений обобщения, формированию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного становления, формирования нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Оборудование урока: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, книги В.П. Астафьева, портрет писателя.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Проверка домашнего задания

- Какие произведения Астафьева вам известны?

- Каких главных героев вы запомнили? Почему?

- Чем для вас интересны герои астафьевских рассказов?

- Что объединяет эти произведения Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать?

  1. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) не просто выдающийся русский писатель. Таких людей, как он, называют совестью нации. Чуткость к людям, ярость при встрече со злом и несправедливостью, большая честность и способность по-новому видеть мир, требовательность к самому себе и сентиментальность – вот некоторые черты его необычной личности.

Виктор Астафьев вырос сиротой, был изгнан в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, а его первый ребенок умер от голода. Вот такой душой рождены его произведения, среди которых исповедь «Последний поклон», в которую вошел рассказ «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ является автобиографическим произведением. Это воспоминания о родных писателю людях, воспоминания о детстве, юношестве, о родной Сибири.

Книга «Последний поклон» написана в 1967 году. Она рассказывается о том, как мальчик познаёт свою малую родину, познаёт мир, как понимает, что любит её, как формируется личностью. А ещё эта повесть о старших людях, которые готовили юношу к сложной взрослой жизни.

  1. Анализ рассказа.

     -Итак, мы сегодня проанализируем рассказ «Фотография, на которой меня нет». Герои рассказа – это простой мальчик из таёжной деревни – Виктор Потылицын, его бабушка Катерина Петровна, безусловно, это конкретные люди с реальными судьбами. Но за судьбами этих героев скрывается судьба целого поколения. Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон» сообщали Астафьеву о том, что на самом деле он описал жизнь и быт простого народа.

Главная тема «Последнего поклона» - это взросление молодого человека. Становление личности мальчика. Сюжет рассказа довольно простой. Повествование ведётся от лица героя. Событие, которое положено в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным.

- Что же тогда в произведении главное? (Глухой зимою школу всколыхнуло важное событие.

-Какое «неслыханно важное событие» случилось в деревне? (Из города приехал фотограф).

- Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? (Он не просто так приехал, по важному делу приехал).

- Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию? (В 30-е годы, в Сибири, в глухой деревне Овсянке приезд фотографа – это серьёзное, очень важное событие).

     - Почему все жители были озадачены вопросом – где поселить на ночь фотографа? (Фотограф – важная персона, которой стараются угодить, расположить его удобно, так чтобы он качественно снимал ребят и фотография всем понравилась).

- Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночёвку? (Одна половина старенького домика).

- Куда определили жить гостя? Почему?

- Как вы объясните троекратное повторение: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»? (Всем хотелось угодить, и проблема была решена.)

-Какова была расплата за проступок, из-за которого главного героя, Виктора Потылицына, не оказалось на фотографии?

- Какие лица описывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Витька и его друг Санька, бабушка Витьки, учителя)

  1. Работа в группах.

Задание 1 группе: Рассказ о деревенских жителях. Составить тезисный план.

Задание 2 группе: Рассказ о Витьке и Саньке. Составить тезисный план.

Задание 3 группе: Рассказ о бабушке. Составить тезисный план.

Задание 4 группе: Рассказ об учителях и деревенской школе. Составить тезисный план.

  1. Представление результатов работы в группах.

  Ученики зачитывают свои рассказы. Вопросы к учащимся после представления результатов своей работы.

Группа 1.  Рассказ о деревенских жителях

- Как вы думаете, почему приезд фотографа обеспокоил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?

-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

  1. Рассказ о Витьке и Саньке

- Почему Витька и Санька ведут себя плохо?

-Почему полезли в драку? Почему их называют пропащими?

(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).

- Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии?

- Что спровоцировало болезнь ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

- Какие черты характера приобретает герой рассказа? Подтвердите свои доводы примером из текста.

- Почему в произведении нет страшных картин трудной жизни, сиротства?

- Перечитайте слова Саньки, который принял решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?

  1. Рассказ о бабушке

- В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая старается вылечить мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: забота, доброта, любовь, морщинки, старость, аккуратность, справедливая, знание лекарственных трав, шаль, платок, очки, молитва, седина, мудрость, натруженные руки, варежки, носки – вязание, ласковая, сказки, пирожки.

- Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как она относится к внуку и как это ее характеризует?

- Какие особенности в речи бабушки?

- Почему автор очень точно воспроизводит речь героини?

- Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

- Отношение бабушки к окружающим людям?

- Как вы считаете, хорошая бабушка у Витьки?

  1. Рассказ об учителях Виктора.

- Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф?

- Кто являлся инициатором этого события?

-Какие детали в описании быта и жизни учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку?

- Какую деталь в описании учителя особо подчёркивает автор?

- Как относились местные жители к учителям в деревне? За что испытывали к ним уважение?

- Чему учил учитель ребят из деревни и чему он сам учился у жителей деревни?

  1. Итоги урока

-Идейным центром произведения становятся последние абзацы. Давайте их еще раз прочтём.

-Как вы себе представляете эту фотографию?

-Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так ценна ему и бабушке?

-Чем особенно дорого автору ушедшее время?

- Как вы понимаете значение слова память?

- Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

-А что эта память дает нам? Память дает человеку внутренний опыт, мы свои новые поступки сравниваем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием множества людей. Когда писатель уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.

Виктор Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает человеческую душу. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои важные уроки: научился сопереживать, быть благодарным, честным, добрым, научился справляться с трудностями и решать проблемы, и, конечно, любить свою родину, любить своих родных и близких.

  1. Рефлексия.

- А теперь давайте подведем итог всему сказанному на уроке и попробуем составить синквейн на тему «ФОТОГРАФИЯ». Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна: в синквейне пять строчек.

  1. Одно слово. Существительное обозначает предмет, о котором идет речь.
  2. Два слова. Прилагательные описывают признаки указанного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, которые описывают совершаемые предметом или действия.
  4. Фраза или предложение из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
  5. Одно слово-синоним первого. Отражает суть предмета или объекта.

Учащиеся зачитывают свои творческие работы. Примеры синквейнов:

Фотография

Желтая, старая

Показывает, напоминает, стареет

Снимок тех, кого с нами нет

Карточка

Фотография

Памятная, черно-белая

Лежит, ждет, пылится,

Фотография рассказывает историю

Память.

 

Фотография.

Старая, желтая

Лежит, беру, смотрю.

Воспоминания о школе.

Память.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Наш семейный альбом» (Какая фотография особенно дорога и почему?)              

Я хочу, чтобы наш урок остался в памяти, и предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети и внуки, заинтересовавшись этим снимком, попросят вас рассказать о нём, и через много лет вы снова переживёте наше общение, окунётесь в прошлое, вспомните эмоции, которые испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок: «Фотография, на которой есть я…»   

 

Публикация статьи в журнале Мудрец для педагогов

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).