учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 25 им. М.Ф. Тихонова с. Небуг МО Туапсинский район
Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг
Цели урока:
Обpазовательная – познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Астафьева, выполнить подробный анализ рассказа; c опоpой на вопpосы, pаскрыть индивидуальность pассказа; способствовать фоpмиpованию желания читать вдумчиво и внимательно художественную литеpатуру.
Pазвивающая – уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию критического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных умений обобщения, формированию речевых навыков.
Воспитательная – способствовать процессу духовного становления, формирования нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.
Оборудование урока: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, книги В.П. Астафьева, портрет писателя.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
- Проверка домашнего задания
- Какие произведения Астафьева вам известны?
- Каких главных героев вы запомнили? Почему?
- Чем для вас интересны герои астафьевских рассказов?
- Что объединяет эти произведения Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать?
- Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) не просто выдающийся русский писатель. Таких людей, как он, называют совестью нации. Чуткость к людям, ярость при встрече со злом и несправедливостью, большая честность и способность по-новому видеть мир, требовательность к самому себе и сентиментальность – вот некоторые черты его необычной личности.
Виктор Астафьев вырос сиротой, был изгнан в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, а его первый ребенок умер от голода. Вот такой душой рождены его произведения, среди которых исповедь «Последний поклон», в которую вошел рассказ «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ является автобиографическим произведением. Это воспоминания о родных писателю людях, воспоминания о детстве, юношестве, о родной Сибири.
Книга «Последний поклон» написана в 1967 году. Она рассказывается о том, как мальчик познаёт свою малую родину, познаёт мир, как понимает, что любит её, как формируется личностью. А ещё эта повесть о старших людях, которые готовили юношу к сложной взрослой жизни.
- Анализ рассказа.
-Итак, мы сегодня проанализируем рассказ «Фотография, на которой меня нет». Герои рассказа – это простой мальчик из таёжной деревни – Виктор Потылицын, его бабушка Катерина Петровна, безусловно, это конкретные люди с реальными судьбами. Но за судьбами этих героев скрывается судьба целого поколения. Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон» сообщали Астафьеву о том, что на самом деле он описал жизнь и быт простого народа.
Главная тема «Последнего поклона» - это взросление молодого человека. Становление личности мальчика. Сюжет рассказа довольно простой. Повествование ведётся от лица героя. Событие, которое положено в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным.
- Что же тогда в произведении главное? (Глухой зимою школу всколыхнуло важное событие.
-Какое «неслыханно важное событие» случилось в деревне? (Из города приехал фотограф).
- Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? (Он не просто так приехал, по важному делу приехал).
- Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию? (В 30-е годы, в Сибири, в глухой деревне Овсянке приезд фотографа – это серьёзное, очень важное событие).
- Почему все жители были озадачены вопросом – где поселить на ночь фотографа? (Фотограф – важная персона, которой стараются угодить, расположить его удобно, так чтобы он качественно снимал ребят и фотография всем понравилась).
- Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночёвку? (Одна половина старенького домика).
- Куда определили жить гостя? Почему?
- Как вы объясните троекратное повторение: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»? (Всем хотелось угодить, и проблема была решена.)
-Какова была расплата за проступок, из-за которого главного героя, Виктора Потылицына, не оказалось на фотографии?
- Какие лица описывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Витька и его друг Санька, бабушка Витьки, учителя)
- Работа в группах.
Задание 1 группе: Рассказ о деревенских жителях. Составить тезисный план.
Задание 2 группе: Рассказ о Витьке и Саньке. Составить тезисный план.
Задание 3 группе: Рассказ о бабушке. Составить тезисный план.
Задание 4 группе: Рассказ об учителях и деревенской школе. Составить тезисный план.
- Представление результатов работы в группах.
Ученики зачитывают свои рассказы. Вопросы к учащимся после представления результатов своей работы.
Группа 1. Рассказ о деревенских жителях
- Как вы думаете, почему приезд фотографа обеспокоил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?
-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
- Рассказ о Витьке и Саньке
- Почему Витька и Санька ведут себя плохо?
-Почему полезли в драку? Почему их называют пропащими?
(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).
- Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии?
- Что спровоцировало болезнь ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?
- Какие черты характера приобретает герой рассказа? Подтвердите свои доводы примером из текста.
- Почему в произведении нет страшных картин трудной жизни, сиротства?
- Перечитайте слова Саньки, который принял решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?
- Рассказ о бабушке
- В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая старается вылечить мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: забота, доброта, любовь, морщинки, старость, аккуратность, справедливая, знание лекарственных трав, шаль, платок, очки, молитва, седина, мудрость, натруженные руки, варежки, носки – вязание, ласковая, сказки, пирожки.
- Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как она относится к внуку и как это ее характеризует?
- Какие особенности в речи бабушки?
- Почему автор очень точно воспроизводит речь героини?
- Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
- Отношение бабушки к окружающим людям?
- Как вы считаете, хорошая бабушка у Витьки?
- Рассказ об учителях Виктора.
- Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф?
- Кто являлся инициатором этого события?
-Какие детали в описании быта и жизни учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку?
- Какую деталь в описании учителя особо подчёркивает автор?
- Как относились местные жители к учителям в деревне? За что испытывали к ним уважение?
- Чему учил учитель ребят из деревни и чему он сам учился у жителей деревни?
- Итоги урока
-Идейным центром произведения становятся последние абзацы. Давайте их еще раз прочтём.
-Как вы себе представляете эту фотографию?
-Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так ценна ему и бабушке?
-Чем особенно дорого автору ушедшее время?
- Как вы понимаете значение слова память?
- Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?
-А что эта память дает нам? Память дает человеку внутренний опыт, мы свои новые поступки сравниваем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием множества людей. Когда писатель уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.
Виктор Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает человеческую душу. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои важные уроки: научился сопереживать, быть благодарным, честным, добрым, научился справляться с трудностями и решать проблемы, и, конечно, любить свою родину, любить своих родных и близких.
- Рефлексия.
- А теперь давайте подведем итог всему сказанному на уроке и попробуем составить синквейн на тему «ФОТОГРАФИЯ». Синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна: в синквейне пять строчек.
- Одно слово. Существительное обозначает предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные описывают признаки указанного предмета.
- Три слова. Глаголы, которые описывают совершаемые предметом или действия.
- Фраза или предложение из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
- Одно слово-синоним первого. Отражает суть предмета или объекта.
Учащиеся зачитывают свои творческие работы. Примеры синквейнов:
Фотография
Желтая, старая
Показывает, напоминает, стареет
Снимок тех, кого с нами нет
Карточка
Фотография
Памятная, черно-белая
Лежит, ждет, пылится,
Фотография рассказывает историю
Память.
Фотография.
Старая, желтая
Лежит, беру, смотрю.
Воспоминания о школе.
Память.
- Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Наш семейный альбом» (Какая фотография особенно дорога и почему?)
Я хочу, чтобы наш урок остался в памяти, и предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети и внуки, заинтересовавшись этим снимком, попросят вас рассказать о нём, и через много лет вы снова переживёте наше общение, окунётесь в прошлое, вспомните эмоции, которые испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок: «Фотография, на которой есть я…»