воспитатель
МБДОУ ДС № 32 «Березка» г.Туапсе
В современном мире вопросы безопасного участия в дорожном движении в качестве пассажира и пешехода транспортного средства остаются актуальными для детей дошкольного возраста в связи с масштабами детского дорожно-транспортного травматизма.
Обеспечение безопасности движения – это важная государственная задача, требующая самого пристального внимания. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение правил дорожного движения является составной частью воспитательной работы в детском саду.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. И главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке у них положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.
Чтобы решить проблему детского травматизма, необходимо создать целую систему по подготовке детей ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействие органов образования, ГИБДД. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно- транспортных происшествий с участием детей. При организации работы по обучению детей и профилактике ДТТ необходимо выделить следующие основные направления: ребенок-пешеход, ребенок-пассажир городского средства, ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и др.).
В соответствии с ФОП ДО обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей. Наиболее эффективной формой обучения дошкольников является систематизация и анализ ситуаций, в результате которых может произойти ДТП. Воспитанники детского сада наблюдают за обстановкой на дороге, воспроизводят дорожную ситуацию на макете, предполагают действия участников дорожного движения, предлагают свои действия в сложившейся ситуации.
Один из лучших приемов освоения нового материала по дорожной безопасности является прием пространственного моделирования, где дети через игровую деятельность познают основы дорожной безопасности. А разнообразные формы образовательной деятельности позволяют им проявить свою активность и творчество.
Хорошим результатом по освоению детьми дорожного движения является сотрудничество с инспектором ГИБДД, проведением совместных мероприятий, акций не только с детьми, но и родителями, которые являются примером для подражания для своих детей, это дисциплинирует всех участников образовательного процесса. Для успешного формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах необходимо создание соответствующей материальной базы: специальных площадок – игровых пространств на участках детского сада, уголков, посвященных правилам дорожного движения в группах детского сада. Ведущей тенденцией целостного, системного подхода к формированию основ безопасного поведения детей на дорогах должно стать взаимодействие всех видов деятельности, а также работа с родителями. Систематическая работа педагогов детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма, применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
- Авдеева Н. Н. «Безопасность»: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников».
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: для работы с детьми 3-7 лет.
- Базылева Татьяна Александровна, Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения / Образовательная социальная сеть