воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Краснодарский край, Ейский район, город Ейск
Учеными и психологами давно доказано, что первые 3 года жизни ребёнок проходит колоссальный этап развития . Это происходит потому, что ребенок так устроен и задача взрослых сделать максимально возможное, чтобы ребенок полноценно развивался.
Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др. То есть, развитию навыков коммуникации нужно уделять самое пристальное внимание.
А так как ведущей деятельностью в период от 1 до 3 лет является предметная деятельность, то именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка.
Процесс освоения действия с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых.
Существует огромное количество готовых развивающих игрушек ,развивающие стенды из различных материалов и всевозможной конструкции. Кроме того, используются игры, сделанные своими руками: из бумаги, картона, баночек, бутылок, природного материала и так далее. Эти игры легко изготовить, они вызывают у ребенка неподдельный интерес и не требуют больших материальных затрат, а подчас и вовсе обходятся бесплатно, а польза от них не меньше, чем от дорогой фабричной игрушки.
Наверняка вы тоже замечали, что маленькие дети быстро утрачивают интерес к новым игрушкам и зачастую от родителей мы слышим сетования на то, что купленная и далеко не дешевая игрушка наскучивает ребенку через пару дней. Но зато дети с удовольствием играют с кухонными принадлежностями, проводами, открывают шкафы и ящики вытаскивают оттуда все, что там лежит и с упоением перебирают.
И это желание и жажду детей познавать все новое я активно использую в своей работе. И сейчас я хочу поделиться с вами как просто, быстро и легко делать своими руками НеИгрушки – так я называю игры, в которых сочетается применение игрового оборудования , бросового материала и подручных средств.
Почему НеИгрушки? Потому что сами по себе, отдельно эти предметы игрушками не являются, но их сочетание превращает набор самых разных предметов в увлекательную и познавательную игру.
РППС детского сада , в которую погружен ребенок -одна из важнейших составляющих от которых зависит инициатива ребёнка, развитие его индивидуальных способностей , умение преодолевать трудности, а также развитие навыков коммуникации - одного из важнейших качеств успешного человека
В детском саду в распоряжении воспитателя есть всё необходимое для организации таких игр. Это всевозможные мячи, кубики, кукольная посуда, коробочки, контейнеры , физкультурное , игровое оборудование, Это создает неограниченные возможности для реализации потребности ребёнка в познании предметов и способов действия с ними. Не нужно постоянно приобретать дорогостоящие игрушки, приобретать , достаточно подойти с фантазией к тому, что у нас уже есть и успешно это использовать.
Для того чтобы сделать классную, нескучную развивающую игру нужно совсем немного, и немалая часть этого находится прямо у нас под рукой.
Очень важно понимать и осознавать разницу между понятиями раннее развитие и раннее обучение.
Развитие – это совокупность приемов и методов, которые позволяют ребенку самообучаться, и это процесс непрерывный, а не одномоментное событие.
Обучение – это процесс, который включает в себя передачу фактов, навыков и знаний, которые ребенок должен понять или запомнить. эти процессы идут рука об руку.
Например, узнать, что кубик сделан из дерева и похож на квадрат – это обучение. А придумать необычный способ построить башню из кубиков – это развитие.
И здесь решающее значение имеет, насколько воспитатель учитывает уровень освоения действия каждым ребенком. В начале года детям даются простые задания, дети методом проб и ошибок учатся действовать с предметами, а воспитатель, сопровождая и направляя, учит не отступать, если что то не получается, а более активным детям прививает желание искренне помочь товарищам и не смеяться над чужими трудностями.
Играя в эти игры, ребенок осознает, что знакомые предметы, предназначенные для конкретных действий-например ложка - для того чтобы есть, стакан-для того, чтобы пить и так далее можно использовать нестандартным образом. Усваивая способы действия с предметами ребёнок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности и попутно начинает экспериментировать, проявлять инициативу придумывать свои способы взаимодействия, добавлять детали , усложнять и развивать уже освоенные действия. А их использование в период адаптации является важнейшим элементом социализации и развития, помогают детям адаптироваться к новой среде и укрепить их взаимодействие со сверстниками и воспитателем, то есть формирование эмоционального контакта и доверия.
Вначале дети играют в самые элементарные игры , рассматривают мячики, гладят, сжимают ощупывают, подбрасывают, прокатывают , то есть знакомятся с игровым материалом. Это может быть как индивидуальная деятельность, так и с группой детей.
Как и в любой другой игре дети учатся соблюдать правила. И я могу с уверенностью сказать, что сейчас мои дети их прекрасно знают , соблюдают и даже напоминают и совершенно спокойно уступают друг другу очередь и искренне радуются, глядя, как играет другой ребенок.
Неизменным успехом у детей пользуются игры с мячиками. В своей работе я использую мячики из EVA материала. Это композиционный полимерный материал, современный, экологически чистый и гигиеничный, который нашел широкое применение в разных сферах жизни. подборку игр с
Я использую эти мячи в сочетании с бросовыми материалами и подручными средствами в качестве вспомогательных средств для того, чтобы разнообразить детскую деятельность и вызвать желание играть и придумывать новые способы взаимодействия, решая тем самым поставленные задачи.
Подборка игр с мячиками из EVA материала с использованием подручных средств.
- Игра с винтовой пирамидкой –дорогой.
Эту игру можно успешно применять во время адаптации. Ребенок знакомится с новыми игрушками и с интересом выполняет простые действия
- Игра «каждый мячик в свой домик».
В этой игре используются окрашенные ячейки из-под яиц . Дети раскладывают мячики по цвету, или произвольно, по-своему желанию.
- Раскладывание мячиков по цвету с помощью бумажных стаканчиков.
Эта игра способствует умению детей действовать двумя руками одновременно, выполнять захват мяча и удерживать его внутри стаканчиков.
4 .Раскладывание мячиков с помощью стаканчиков в парах.
Та же самая игра, только в ней участвуют два ребенка, из задача синхронизировать и скоординировать свои действия так, чтобы совместными усилиями переложить мячик в посуду.
- Раскладывание мячиков кукольную посуду по цветам.
Цель этой игры развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитание познавательного интереса и усидчивости.
- Игра «Мячики на мостике»
Использование в этой игре деревянных кондитерских молоточков и гимнастических палок способствует развитию координации движений, регулировке силы удара, ориентировке в пространстве.
7.Игра «Мячики и платочки»
Цель той игры перенести мячики в платочке в паре из одной корзинки в другую не уронив их.