ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Сельцова Анна Александровна

 Воспитатель

МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район

Краснодарский край, Ейский район, город Ейск

«Развитие речи через дидактическую игру у дошкольников»

«Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Речевое развитие детей является одной из главных задач, реализуемых в детском саду. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим помощником в речевом развитии дошкольников является дидактическая игра. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи  различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно вос- принимать и чувствовать поэтическую речь. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя – обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, потому что труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской  речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя  речевой  аппарат,  игры и занятия   начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

Мы  знаем, как дети любят загадки, с  каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в  занятия  включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

  • побуждает детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствует разговорную речь;
  • обогащает словарь;
  • формирует грамматический строй, контроль языка и т.д.

Педагоги, родители,  стремящиеся дать  детям максимум  знаний и  умений в  доступной форме,  могут воспользоваться  данным материалом,  тем более,  когда дело касается такого  важного и сложного раздела  образовательной программы,  как развитие речи.

Дети  должны  самостоятельно  объяснять  правила  игры;  оценивать  ответы;  высказывание  сверстников;  употреблять  в  речи  сложные  предложения;  при  пересказе  пользоваться  прямой  и  косвенной  речью, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме,  по сюжетной картине, по набору  картинок;  сочинять  концовки  к  сказкам,  пересказывать  событиях  из  личного  опыта,  по  сюжетной  картине,  по  набору  картинок;  пересказывать  небольшие  литературные  произведения,  отгадывать  загадки;  определять  место  звука  в  слове;  подбирать  к  существительным  несколько  прилагательных;  к  данным  словам  -  антонимы.  Данные  игры  способствуют  пополнению  словарного  запаса  детей,  расширяют  кругозор,  воспитывают  внимание,  память,  развивают  мышление.

Дидактическая      игра в      развитии детей дошкольного  возраста  имеет  очень  большое значение.  Она  развивает  у  дошкольников  познавательную  и  творческую  активность,  его  коммуникацию, а так же способствует формированию  эмоциональной  сферы, помогает детям почувствовать себя в команде, быть полезным.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Мы определили следующие этапы проведения дидактических игр для речевого развития дошкольников.

1 этап  - подготовительный

Цель  работы данного  этапа заключалась  в формировании  и развитии  фонематического восприятия, а  также в  развитии лексико-грамматических  категорий и связной речи.

Систематическое  проведение игр  помогает в  решении вопросов  умственного развития  детей, т.к.  совершенствуется такое ценное качество  памяти, как припоминание, значительно  улучшается произвольное  внимание, развивается  быстрота мышления.  Речь детей  становится более  четкой, правильной,  выразительной.

2  этап – развивающий.

Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

3  этап -  закрепляющий

Третий этап  работы состоял  непосредственно из  проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки  детей.

Использование дидактических игр в  работе способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приемы по данному направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения, воспитания и развития речи у дошкольников.

  Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"

Список использованной литературы

  1. Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М. Ф. Махонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/181/43253/ (дата обращения: 14.08.2024).
© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).