Дети в интернете, или зачем говорить о кибербезопасности в детском саду.
Интернет стал настолько знакомым и привычным местом нашего обитания, что порой, кажется: он существовал всегда. А между тем, у российского интернета достаточно молодой возраст. Всего 30 лет назад, 7 апреля 1994 года состоялась регистрация домена .ru и его внесение во всемирную базу данных национальных доменов. Тем самым, Россия была официально признана государством, которое представлено в глобальной сети интернет. Сейчас число регулярных пользователей интернета в России превышает 40 миллионов человек.
Всемирная информационно-коммуникативная сеть Интернет открыла безграничные возможности: можно путешествовать, не выходя из дома, общаться с друзьями и близкими, живущими на другом конце мира, смотреть фильмы, слушать музыку, совершать покупки. Однако, в этом виртуальном мире детям легко столкнуться с нежелательным контентом, обманом, насилием, экстремизмом.
В связи с этим, 28 апреля 2023 г. распоряжением Правительства РФ от № 1105-р. Была утверждена Концепция информационной безопасности детей. Основными принципами обеспечения информационной безопасности детей являются:
- укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;
- сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;
- ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей;
- приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;
В частности, Концепция предусматривает:
- введение в образовательных организациях занятий по информационной безопасности и цифровой грамотности;
- проведение просветительских мероприятий для педагогов и родителей по вопросам информационной безопасности детей;
- расширение спектра возможностей услуги «Родительский контроль» на мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок.
Исходя из этого, защитить детей от негативного влияния информационной среды можно, научив их правильному, безопасному поведению в медиа пространстве и повысив компетентность взрослых - педагогов и родителей – в вопросах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
С 2022 года наш детский сад занимается изучением этой проблемы. Интересные идеи и разработки на тему информационной безопасности аккуратно собираются нашими творческими педагогами в копилку. Мы хотим поделиться с вами сегодня некоторыми из них.
Для родителей в Телеграм канале нашего детского сада был организован онлайн опрос для родителей на тему «Дети в Интернете» с целью узнать, беседуют ли они с детьми о правилах безопасного поведения в сети Интернет и нужна ли работа в этом направлении современным дошкольникам в детском саду? Мы задали родителям следующие вопросы:
- Имеет ли Ваш ребенок личный смартфон/планшет/ПК с доступом в Интернет?
- Да
- Нет
- Пользуется смартфоном/планшетом/ПК взрослых.
- Следите ли Вы за тем, на какие сайты заходит Ваш ребенок?
- Да, установлен «родительский контроль»
- Стараюсь следить
- Нет, ребенок смотрит только мультики
- Беседуете ли Вы с ребенком о безопасности в сети Интернет?
- Всегда
- Иногда
- Нет, он еще маленький.
- Как Вы считаете, нужно ли в детском саду рассказывать детям об информационной безопасности?
- Обязательно
- Затрудняюсь ответить
- Нет, еще рано.
Результаты опроса показали, что почти у половины опрошенных дети имеют доступ к сети Интернет, при этом не всегда на компьютере установлены программы родительского контроля. Всего 31% родителей, принявших участие в опросе, беседуют с ребенком о правилах безопасности в Интернете, зато 71% считают необходимым проводить эту работу в детском саду.
Формирование основ информационной безопасности мы начали, рассказав дошкольникам о достоинствах и недостатках информационной сети. Для этого педагогами была разработана интерактивная игра «Знатоки Интернета». Вместе с детьми мы обсуждали положительные и отрицательные стороны Сети, дети наперебой высказывали мнение, приводили свои аргументы.
Изучая с ребятами правила безопасного поведения в информационном пространстве, мы вместе с ними разработали правила, которые зашифровали в пиктограммы.
Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"
1 2 3 4 5 6
- Не сообщай никому личные данные;
- Не заходи на подозрительные сайты;
- Не назначай встречу с новыми знакомыми в сети;
- Не проводи много времени за компьютером;
- Общайся с друзьями и проводи больше времени на свежем воздухе;
- Когда что-то непонятно, страшно или неприятно, обращайся за помощью к взрослым.
Еще одна форма работы - это флешмоб «Родители и дети - вместе в Интернете». С его помощью мы хотели показать важность родительского контроля для безопасности детей в сети. А какой замечательный ноутбук смастерили ребята подготовительной группы из обычной конфетной коробки. Причём сделали его не просто игрушкой, а интересным обучающим пособием!
Список используемой литературы:
- Официальный сайт «Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании». – 2010.-[Электронный ресурс]/«Всероссийский форум» Педагоги России: инновации в образовании»; ред. В.В. Пиджакова. - Режим доступа:
- канал Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании».-2014
- Педагогическое сообщество «Урок РФ». Безопасный Интернет/Е. Кольчирина.-2021/[электронный ресурс]/ Режим доступа: