Воспитатель ВКК Гребенщикова О.Е.
Воспитатель ВКК Тумашевская О.И.
Педагог-психолог ВКК Стрельцова Е.А.
Учитель-логопед ВКК Соловьёва О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт проекта |
3 |
2. |
Актуальность |
4 |
3. |
Новизна |
5 |
4. |
Цель проекта |
5 |
5. |
Задачи проекта |
5 |
6. |
Методы работы с детьми |
5 |
7. |
Материально-технические средства |
6 |
8. |
Ожидаемые результаты |
6 |
9. |
Этапы реализации проекта |
7 |
10. |
Календарно-тематическое планирование |
7 |
11. |
Анализ результатов реализации проекта |
9 |
|
Литература |
|
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное наименование проекта |
Проект «Легоконструирование как фактор развития ранней профориентации детей с ОВЗ» |
Авторы проекта |
Воспитатель ВКК Гребенщикова О.Е., Воспитатель ВКК Тумашевская О.И., Педагог-психолог ВКК Стрельцова Е.А., Учитель-логопед ВКК Соловьёва О.В. |
Вид проекта |
Познавательный, групповой. |
Сроки реализации |
Долгосрочный, 2022– 2023 уч. г. |
Участники проекта |
· Дети с ОВЗ старшего возраста; · Родители; · Воспитатель ВКК Тумашевская О.И., воспитатель ВКК Гребенщикова О.Е.; · специалисты: педагог-психолог ВКК Стрельцова Е.А., учитель-логопед ВКК Соловьёва О.В. · Администрация ДОО: заведующий Гаврилова Н.Н. |
Цель |
Создание условий для развития ранней профориентации детей с ОВЗ с помощью легоконструирования. |
Задачи |
Обучающие: · расширять знания дошкольников о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослых, способствовать профессиональному самоопределению детей. · совершенствовать речевые компетенции (обогащение лексической стороны речи, совершенствование речевых умений, развитие связной речи); · развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое и умственное развитие; · формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных). Развивающие: · развивать у дoшкольников интерес к профессиям взрослых, их трудовой деятельности; · развивать у дошкольников интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству; · развивать у детей творчество и умение логически размышлять; · способствовать развитию образного и технического мышления, умения выражать свой замысел; · развивать навыки общения, коммуникативные способности; · развивать творческий подход к решению задач и изложению мыслей в четкой логической последовательности, отстаиванию своей точки зрения, самостоятельному анализу ситуации и ее решения путем логических рассуждений; · создавать условия для развития и коррекции внимания, памяти, моторики, образного и пространственного мышления, тренировки зрительных функций. Воспитательные: · воспитывать уважение к труду взрослых; · воспитывать желание трудиться, доводить начатое дело до конца, выполнять задание в соответствии с инструкцией и поставленной целью, учить планировать будущую работу; · воспитывать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развивать навыки межличностного общения; · содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль). |
Новизна |
Новизна и отличительная особенность проекта состоит в организации совместной деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада (учителя-логопеда, педагога-психолога) по развитию ранней профориентации обучающихся с ОВЗ посредством легоконструирования, в процессе которого у дошкольников: - формируется положительное отношение к труду взрослых, - происходит знакомство детей с особенностями некоторых профессий в игровой форме; - закладываются основы различных компетенций, способствующих дальнейшему профессиональному определению. |
АКТУАЛЬНОСТЬ
Выбор профессии – одна из главных задач в жизни человека. От этого зависит его успешность в будущем. Знакомить с профессиями и закладывать мотивацию к ее выбору необходимо в дошкольном возрасте. Особенно важна ранняя профориентация для детей с ОВЗ, многие из которых имеют не только нарушения речи, но и недостатки внимания, памяти, мелкой моторики. Результаты диагностики детей (по Л.В. Куцаковой) показали, что дети имеют слабое представление о профессиональной деятельности взрослых. Решать названную проблему решили, используя технологию LEGO-конструирования. В процессе обучения детей LEGO-конструированию воспитатели в увлекательной, активной и продуктивной деятельности пополняют представления детей о разных видах профессий. Ребята могут мечтать и воплощать свои замыслы в играх. В зависимости от желания могут «примерить» на себя любую профессию – врача, конструктора, продавца и т.д. LEGO-конструирование позволяет развивать у детей технические способности, расширять представления о профессиях, формирует интерес к трудовой деятельности взрослых; объединяет в себе не только элементы игровой деятельности, но и экспериментирования, что стимулирует мыслительно-речевую деятельности дошкольников, развитие конструкторских способностей и технического мышления, воображения и навыков общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень познавательной активности дошкольников. LEGO-конструирование не только увлекательное, но и очень полезное занятие, тесным образом связанное с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Большое значение оно имеет для развития цветовосприятия и тактильных качеств, развития мелкой моторики кистей рук, восприятия формы и размеров предметов, пространства. В процессе конструирования развиваются интеллект, воображение, творческие задатки. Побуждение ребенка к проговариванию хода выполнения задания, высказыванию своего отношения к нему способствует развитию диалогической и монологической речи, расширению и активизации словарного запаса. Развитию логического и пространственного мышления способствует обучение работе с предложенными схемами, инструкциями. Также в процессе конструирования совершенствуются коммуникативные компетенции: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
НОВИЗНА
Новизна и отличительная особенность проекта состоит в организации совместной деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада (учителя-логопеда, педагога-психолога) по развитию ранней профориентации обучающихся с ОВЗ посредством легоконструирования, в процессе которого у дошкольников:
- формируется положительное отношение к труду взрослых,
- происходит знакомство детей с особенностями некоторых профессий в игровой форме;
- закладываются основы различных компетенций, способствующих дальнейшему профессиональному определению.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание условий для развития ранней профориентации детей с ОВЗ с помощью легоконструирования.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- расширять знания дошкольников о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослых, способствовать профессиональному самоопределению детей.
- совершенствовать речевые компетенции (обогащение лексической стороны речи, совершенствование речевых умений, развитие связной речи);
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое и умственное развитие;
- формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).
Развивающие:
- развивать у дoшкольников интерес к профессиям взрослых, их трудовой деятельности;
- развивать у дошкольников интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;
- развивать у детей творчество и умение логически размышлять;
- способствовать развитию образного и технического мышления, умения выражать свой замысел;
- развивать навыки общения, коммуникативные способности;
- развивать творческий подход к решению задач и изложению мыслей в четкой логической последовательности, отстаиванию своей точки зрения, самостоятельному анализу ситуации и ее решения путем логических рассуждений;
- создавать условия для развития и коррекции внимания, памяти, моторики, образного и пространственного мышления, тренировки зрительных функций.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- воспитывать желание трудиться, доводить начатое дело до конца, выполнять задание в соответствии с инструкцией и поставленной целью, учить планировать будущую работу;
- воспитывать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развивать навыки межличностного общения;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль).
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В работе с детьми используем следующие методы и приемы:
- Наглядный (рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, схем, построек, просмотр мультфильмов, видео, презентаций).
- Информационно-рецептивный (обследование деталей конструктора, некоторых орудий труда людей разных профессий с помощью анализаторов (зрительных и тактильных) с целью определения материала, из которого они изготовлены, цвета, размера и т.п.)
- Репродуктивный (выполнение различных заданий (составление рассказов, конструирование, решение задач) по образцу, готовому алгоритму или инструкции, по аналогии.
- Практический (Использование детьми на практике полученных знаний, приемов работы).
- Словесный (рассказ педагогов о профессиях людей, особенностях их трудовой деятельности, беседа с детьми, рассказы детей с опорой на свой жизненный опыт).
- Проблемный (Творческое решение поставленных проблем (альтернативное использование построек и орудий труда, творческое преобразование конструкций).
- Игровой (Использование построек в сюжетных играх, использование дополнительных персонажей, игрушек).
- Частично-поисковый (Совместный поиск решения детей и педагога).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
Предметно-развивающая среда:
-строительные наборы и конструкторы;
- легопанели;
-игрушки для обыгрывания конструкций (животные, машинки и др.);
-элементы спецодежды;
-орудия труда разных профессий.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
-картотеки сказок, загадок, стихов и рассказов по теме;
- иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- методическая литература.
Техническая оснащенность:
- телевизор;
- подборка аудио- и видеофайлов;
- магнитная доска.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- дети будут иметь представления о некоторых профессиях (инженер, строитель, проектировщик, архитектор, продавец, дизайнер, инспектор ГИБДД, регулировщик, машинист и т.п.), их трудовой деятельности, орудиях труда, сформируется интерес к профессиональной деятельности взрослых;
- у детей совершенствуются речевые компетенции (пополнится словарный запас, речь станет более связной, логически правильной);
- совершенствуется мелкая моторика рук;
- у детей совершенствуется умение находить и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий;
- появится интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;
- совершенствуется образное, творческое, логическое и техническое мышление;
- совершенствуются коммуникативные способности;
- дети станут более внимательными, улучшится память, образное и пространственное мышление.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- I. Организационно-подготовительный
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- определение цели и задач проекта;
- подбор литературы, обогащение развивающей среды;
- обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта.
- Основной
- организованная образовательная деятельность с детьми;
- совместная деятельность.
III. Заключительный
- обобщение результатов работы;
- анализ деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц |
Тема |
Цель |
сентябрь |
Диагностика |
Выявить у детей уровень представлений о профессиях. |
Цветы
|
Учить конструировать цветы и цветочные композиции разными способами по простым схемам и по образцу. Знакомить детей с профессией флориста. |
|
Собери такую же учитель-логопед |
Упражнять в умение выполнять задание по образцу. Развивать внимание, память, самостоятельность. |
|
Лес педагог-психолог |
Учить строить лесные деревья, отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет. Знакомить детей с профессией лесник. |
|
октябрь |
Качели, карусели
|
Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. Знакомить детей с профессиями архитектор, строитель. |
Детская площадка |
Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. Знакомить с профессией инженер-проектировщик. |
|
Звуковые человечки учитель-логопед |
Закрепить понятие гласные и согласные (твёрдые и мягкие) звуки с использованием лего-человечков. |
|
Конструирование по замыслу педагог-психолог |
Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
ноябрь
|
В нашем городе построим дом |
Формировать навыки передачи прямоугольной формы стен, окон; развивать умения дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Продолжать знакомить детей со строительными специальностями (прораб, каменщик, кровельщик и т.д.), их особенностями. |
Магазины, кафе |
Продолжать учить выполнять простые постройки. Расширять представления о людях, работающих в магазинах и кафе. |
|
Театр из конструктора учитель-логопед |
Совершенствовать умение пересказывать рассказы, с использованием построенных героев из конструктора. Познакомить с профессиями «актер», «режиссер», их особенностями. |
|
Детский сад педагог-психолог |
Учить строить детский сад. Закреплять профессии людей, работающих в детском саду. Развивать память и внимание. |
|
ь |
Строительная фирма |
Продолжать учить детей выполнять постройки по карте-схеме. Закреплять представления о строительных профессиях, их особенностях. |
Многоэтажные дома |
Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. Знакомить детей с профессией инженера-строителя. |
|
Рассели жильцов по домам учитель-логопед |
Учить определение количества слогов в слове. |
|
Городские постройки (дома, зоопарк, больница) (конструирование по замыслу) педагог-психолог |
Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
январь |
Улицы города |
Расширять представления детей о профессии архитектор. Знакомить детей с понятием «план города». Учить строить проезжую часть и надземный переход. Расширять представления о профессии «проектировщик»; знакомить с профессиями «дорожный строитель». |
Знакомство со светофором |
Учить строить светофор. Закреплять навыки конструирования. Знакомить с профессией «регулировщик». |
|
Звуковой светофорчик учитель-логопед |
Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки; «твердость» - «мягкость» согласных звуков. |
|
Путешествие по городу педагог-психолог |
Развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, повторить понятия право - лево. |
|
февраль |
Легковые автомобили |
Знакомить детей с устройством и функциями легковых автомобилей. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Закреплять представления о работе «водитель». |
Грузовой транспорт. Грузовик с прицепом. Фургон. Трактор. |
Познакомить детей с устройством и функциями грузового автомобиля, фургона, трактора. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять представления о профессиях дальнобойщик, шофер, тракторист, фермер. |
|
Едет по улицам транспорт учитель-логопед |
Развивать силу и высоту голоса. |
|
Транспорт (конструирование по замыслу) педагог-психолог |
Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
март
|
Пожарная машина |
Знакомить детей с основными типами служебных транспортных средств. Дать представления о профессии пожарный. Расширять технические навыки детей. |
Пожарная станция |
Продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающими на пожарной станции. Продолжать учить детей работать по картам-схемам. |
|
Один день на пожарной станции учитель-логопед |
Совершенствовать умение обыгрывать постройки из конструктора. |
|
Службы спасения педагог-психолог |
Дать представления о профессиях людей различных служб, их роли в жизни общества. Мотивировать детей к строительству по представлению мест расположения служб спасения. |
|
апрель |
Поезд |
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Закреплять представления о профессиях «машинист», «помощник машиниста». |
Железнодорожная станция |
Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. Знакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожной станции. |
|
Звуковой поезд учитель-логопед |
Формировать фонематический слух, Развивать умение находить место звука в слове. |
|
Весёлое путешествие педагог-психолог |
Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
май |
Самолет |
Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. Знакомить с профессиями летчик, пилот. |
Создание модели морских судов педагог-психолог |
Учить детей работать по иллюстрации. Учить взаимодействовать друг с другом. Знакомить с профессиями капитан, матрос, кок. |
|
Транспорт учитель-логопед |
Закрепить знания о видах транспорта, профессиях людей, работающих на транспорте. Учить сочинять загадки, развивать связную речь. |
|
Диагностика |
Выявить у детей уровень представлений о профессиях. |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В результате осуществления проекта у дошкольников:
- обогатились представления о некоторых профессиях, их особенностях, орудиях труда, сформировался интерес к профессиональной деятельности взрослых;
- пополнился словарный запас, речь стала более связной, логически правильной;
- окрепли мелкие мышцы кистей рук;
- научились находить и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий;
- появился интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;
- совершенствовалось образное, творческое, логическое и техническое мышление;
- развились коммуникативные способности;
- улучшилась память, внимание, образное и пространственное мышление.
По окончании реализации проекта были организованы выставка для детей других групп и выставка для родителей.
Педагоги поделились опытом работы в рамках районного семинара для руководителей ДОУ «Эффективные технологии управления ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования».
Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"
ЛИТЕРАТУРА
- Животкова Л.И., Зайцева Ю.М., Малютина Е.В. LEGOДвиж: подвижные и малоподвижные игры с конструктором Lego для развития познавательной деятельности дошкольников: учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 101 с.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во "Николаев", 2004
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
- Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.