ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Воспитатель ВКК Гребенщикова О.Е.

Воспитатель ВКК Тумашевская О.И.

Педагог-психолог ВКК Стрельцова  Е.А.

Учитель-логопед ВКК Соловьёва О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.                   

Паспорт проекта

3

2.                   

Актуальность

4

3.                   

Новизна

5

4.                   

Цель проекта

5

5.                   

Задачи проекта

5

6.                   

Методы работы с детьми

5

7.                   

Материально-технические средства

6

8.                   

Ожидаемые результаты

6

9.                   

Этапы реализации проекта

7

10.               

Календарно-тематическое планирование

7

11.               

Анализ результатов реализации проекта

9

 

Литература

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное

наименование проекта

Проект «Легоконструирование как фактор развития ранней профориентации детей с ОВЗ»

Авторы  проекта

Воспитатель ВКК Гребенщикова О.Е.,

Воспитатель ВКК Тумашевская О.И.,

Педагог-психолог ВКК Стрельцова  Е.А.,

Учитель-логопед ВКК Соловьёва О.В.

Вид проекта

Познавательный, групповой.

Сроки реализации

Долгосрочный, 2022– 2023 уч. г.

Участники проекта

· Дети с ОВЗ старшего возраста;

· Родители;

· Воспитатель ВКК Тумашевская О.И., воспитатель ВКК Гребенщикова О.Е.;

·  специалисты: педагог-психолог ВКК Стрельцова Е.А., учитель-логопед ВКК Соловьёва О.В.

· Администрация ДОО: заведующий Гаврилова Н.Н.

Цель

Создание условий для развития ранней профориентации детей с ОВЗ с помощью легоконструирования.

Задачи

Обучающие:

·     расширять знания дошкольников о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослых, способствовать профессиональному самоопределению детей.

·     совершенствовать речевые компетенции (обогащение лексической стороны речи, совершенствование речевых умений, развитие связной речи);

·     развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое и умственное развитие;

·     формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

Развивающие:

·     развивать у дoшкольников интерес к профессиям взрослых, их трудовой деятельности;

·     развивать у дошкольников интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;

·     развивать у детей творчество и умение логически размышлять;

·     способствовать развитию  образного и технического мышления, умения выражать свой замысел;

·     развивать навыки общения, коммуникативные способности;

·     развивать творческий подход к решению задач и изложению мыслей в четкой логической последовательности, отстаиванию своей точки зрения, самостоятельному анализу ситуации и ее решения путем логических рассуждений;

·     создавать условия для развития и коррекции внимания, памяти, моторики, образного и пространственного мышления, тренировки зрительных функций.

    Воспитательные:

· воспитывать уважение к труду взрослых;

· воспитывать желание трудиться, доводить начатое дело до конца, выполнять задание в соответствии с инструкцией и поставленной целью, учить планировать будущую работу;

· воспитывать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развивать навыки межличностного общения;

· содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль).

Новизна

Новизна и отличительная особенность проекта состоит в организации совместной деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада (учителя-логопеда, педагога-психолога) по развитию ранней профориентации обучающихся с ОВЗ посредством легоконструирования, в процессе которого у  дошкольников:

- формируется положительное отношение к труду взрослых,

- происходит знакомство детей с особенностями некоторых профессий в игровой форме;

- закладываются основы различных компетенций, способствующих дальнейшему профессиональному определению.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Выбор профессии – одна из главных задач в жизни человека. От этого зависит его успешность в будущем. Знакомить с профессиями и закладывать мотивацию к ее выбору необходимо в дошкольном возрасте. Особенно важна ранняя профориентация для детей с ОВЗ, многие из которых имеют не только нарушения речи, но и недостатки внимания, памяти, мелкой моторики. Результаты диагностики детей (по Л.В. Куцаковой) показали, что дети имеют слабое представление о профессиональной деятельности взрослых. Решать названную проблему решили, используя технологию LEGO-конструирования. В процессе обучения детей LEGO-конструированию воспитатели в увлекательной, активной и продуктивной деятельности пополняют представления детей о разных видах профессий. Ребята могут мечтать и воплощать свои замыслы в играх. В зависимости от желания могут «примерить» на себя любую профессию – врача, конструктора, продавца и т.д. LEGO-конструирование позволяет развивать у детей технические способности, расширять представления о профессиях, формирует интерес к трудовой деятельности взрослых; объединяет в себе не только элементы игровой деятельности, но и экспериментирования, что стимулирует мыслительно-речевую деятельности дошкольников, развитие конструкторских способностей и технического мышления, воображения и навыков общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень познавательной активности дошкольников. LEGO-конструирование не только увлекательное, но и очень полезное занятие, тесным образом связанное с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Большое значение оно имеет для развития цветовосприятия и тактильных качеств, развития мелкой моторики кистей рук, восприятия формы и размеров предметов, пространства. В процессе конструирования развиваются интеллект, воображение, творческие задатки. Побуждение ребенка к проговариванию хода выполнения задания, высказыванию своего отношения к нему способствует развитию диалогической и монологической речи, расширению и активизации словарного запаса. Развитию логического и пространственного мышления способствует обучение работе с предложенными схемами, инструкциями. Также в процессе конструирования совершенствуются коммуникативные компетенции: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

 

НОВИЗНА

Новизна и отличительная особенность проекта состоит в организации совместной деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада (учителя-логопеда, педагога-психолога) по развитию ранней профориентации обучающихся с ОВЗ посредством легоконструирования, в процессе которого у  дошкольников:

- формируется положительное отношение к труду взрослых,

- происходит знакомство детей с особенностями некоторых профессий в игровой форме;

- закладываются основы различных компетенций, способствующих дальнейшему профессиональному определению.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание условий для развития ранней профориентации детей с ОВЗ с помощью легоконструирования.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • расширять знания дошкольников о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослых, способствовать профессиональному самоопределению детей.
  • совершенствовать речевые компетенции (обогащение лексической стороны речи, совершенствование речевых умений, развитие связной речи);
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое и умственное развитие;
  • формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

Развивающие:

  • развивать у дoшкольников интерес к профессиям взрослых, их трудовой деятельности;
  • развивать у дошкольников интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;
  • развивать у детей творчество и умение логически размышлять;
  • способствовать развитию образного и технического мышления, умения выражать свой замысел;
  • развивать навыки общения, коммуникативные способности;
  • развивать творческий подход к решению задач и изложению мыслей в четкой логической последовательности, отстаиванию своей точки зрения, самостоятельному анализу ситуации и ее решения путем логических рассуждений;
  • создавать условия для развития и коррекции внимания, памяти, моторики, образного и пространственного мышления, тренировки зрительных функций.

    Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду взрослых;
  • воспитывать желание трудиться, доводить начатое дело до конца, выполнять задание в соответствии с инструкцией и поставленной целью, учить планировать будущую работу;
  • воспитывать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развивать навыки межличностного общения;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль).

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В работе с детьми используем следующие методы и приемы:

  • Наглядный (рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, схем, построек, просмотр мультфильмов, видео, презентаций).
  • Информационно-рецептивный (обследование деталей конструктора, некоторых орудий труда людей разных профессий с помощью анализаторов (зрительных и тактильных) с целью определения материала, из которого они изготовлены, цвета, размера и т.п.)
  • Репродуктивный (выполнение различных заданий (составление рассказов, конструирование, решение задач) по образцу, готовому алгоритму или инструкции, по аналогии.
  • Практический (Использование детьми на практике полученных знаний, приемов работы).
  • Словесный (рассказ педагогов о профессиях людей, особенностях их трудовой деятельности, беседа с детьми, рассказы детей с опорой на свой жизненный опыт).
  • Проблемный (Творческое решение поставленных проблем (альтернативное использование построек и орудий труда, творческое преобразование конструкций).
  • Игровой (Использование построек в сюжетных играх, использование дополнительных персонажей, игрушек).
  • Частично-поисковый (Совместный поиск решения детей и педагога).

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Предметно-развивающая среда:

-строительные наборы и конструкторы;

- легопанели;

-игрушки для обыгрывания конструкций (животные, машинки и др.);

-элементы спецодежды;

-орудия труда разных профессий.

 

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

-картотеки сказок, загадок, стихов и рассказов по теме;

- иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- методическая литература.

 

Техническая оснащенность:

- телевизор;

- подборка аудио- и видеофайлов;

- магнитная доска.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • дети будут иметь представления о некоторых профессиях (инженер, строитель, проектировщик, архитектор, продавец, дизайнер, инспектор ГИБДД, регулировщик, машинист и т.п.), их трудовой деятельности, орудиях труда, сформируется интерес к профессиональной деятельности взрослых;
  • у детей совершенствуются речевые компетенции (пополнится словарный запас, речь станет более связной, логически правильной);
  • совершенствуется мелкая моторика рук;
  • у детей совершенствуется умение находить и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий;
  • появится интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;
  • совершенствуется образное, творческое, логическое и техническое мышление;
  • совершенствуются коммуникативные способности;
  • дети станут более внимательными, улучшится память, образное и пространственное мышление.

   

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. I. Организационно-подготовительный

- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

- определение цели и задач проекта;

- подбор литературы, обогащение развивающей среды;

- обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта.

  1. Основной

- организованная образовательная деятельность с детьми;

- совместная деятельность.

III. Заключительный

- обобщение результатов работы;

- анализ деятельности.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

Диагностика

Выявить у детей уровень представлений о профессиях.

Цветы

 

Учить конструировать цветы и цветочные композиции разными способами по простым схемам и по образцу. Знакомить детей с профессией флориста.

Собери такую же

учитель-логопед

Упражнять в умение выполнять задание по образцу. Развивать внимание, память, самостоятельность.

Лес

педагог-психолог

Учить строить лесные деревья, отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет. Знакомить детей с профессией лесник.

октябрь

Качели, карусели

 

Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. Знакомить детей с профессиями архитектор, строитель.

Детская площадка

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. Знакомить с профессией инженер-проектировщик.

Звуковые человечки

учитель-логопед

Закрепить понятие гласные и согласные (твёрдые и мягкие) звуки с использованием лего-человечков.

Конструирование по замыслу

педагог-психолог

Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

ноябрь

 

В нашем городе построим дом

Формировать навыки передачи прямоугольной формы стен, окон; развивать умения дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Продолжать знакомить детей со строительными специальностями (прораб, каменщик, кровельщик и т.д.), их особенностями.

Магазины, кафе

Продолжать учить выполнять простые постройки. Расширять представления о людях, работающих в магазинах и кафе.

Театр из конструктора

учитель-логопед

Совершенствовать умение пересказывать рассказы, с использованием построенных героев из конструктора. Познакомить с профессиями «актер», «режиссер», их особенностями.

Детский сад

педагог-психолог

Учить строить детский сад. Закреплять профессии людей, работающих в детском саду. Развивать память и внимание.

 

 

ь

Строительная фирма

Продолжать учить детей выполнять постройки по карте-схеме. Закреплять представления о строительных профессиях, их особенностях.

Многоэтажные дома

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. Знакомить детей с профессией инженера-строителя.

Рассели жильцов по домам

учитель-логопед

Учить определение количества слогов в слове.

Городские постройки (дома, зоопарк, больница)

(конструирование по замыслу)

педагог-психолог

Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

январь

Улицы города

Расширять представления детей о профессии архитектор. Знакомить детей с понятием «план города». Учить строить проезжую часть и надземный переход. Расширять представления о профессии «проектировщик»; знакомить с профессиями  «дорожный строитель». 

Знакомство со светофором

Учить строить светофор. Закреплять навыки конструирования. Знакомить с профессией «регулировщик».

Звуковой светофорчик

учитель-логопед

Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки; «твердость» - «мягкость» согласных звуков.

Путешествие по городу

педагог-психолог

Развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, повторить понятия право - лево.

февраль

Легковые автомобили

Знакомить детей с устройством и функциями легковых автомобилей. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Закреплять представления о работе «водитель».

Грузовой транспорт. Грузовик с прицепом. Фургон. Трактор.

Познакомить детей с устройством и функциями грузового автомобиля, фургона, трактора. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять представления о профессиях дальнобойщик, шофер, тракторист, фермер.

Едет по улицам транспорт

учитель-логопед

Развивать силу и высоту голоса.

Транспорт

(конструирование по замыслу)

педагог-психолог

Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

март

 

Пожарная машина

Знакомить детей с основными типами служебных транспортных средств. Дать представления о профессии пожарный. Расширять технические навыки детей.

Пожарная станция

Продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающими на пожарной станции. Продолжать учить детей работать по картам-схемам.

Один день на пожарной станции

учитель-логопед

Совершенствовать умение обыгрывать постройки из конструктора.

Службы спасения

педагог-психолог

Дать представления о профессиях людей различных служб, их роли в жизни общества. Мотивировать детей к строительству по представлению мест расположения служб спасения.

 

апрель

Поезд

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Закреплять представления о профессиях «машинист», «помощник машиниста».

 

Железнодорожная станция

Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. Знакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожной станции.

Звуковой поезд

учитель-логопед

Формировать фонематический слух, Развивать умение находить место звука в слове.

Весёлое путешествие

педагог-психолог

Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

май

Самолет

Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. Знакомить с профессиями летчик, пилот.

Создание модели морских судов

педагог-психолог

Учить детей работать по иллюстрации. Учить взаимодействовать друг с другом. Знакомить с профессиями капитан, матрос, кок.

Транспорт

учитель-логопед

Закрепить знания о видах транспорта, профессиях людей, работающих на транспорте. Учить сочинять загадки, развивать связную речь.

Диагностика

Выявить у детей уровень представлений о профессиях.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В результате осуществления проекта у дошкольников:

  • обогатились представления о некоторых профессиях, их особенностях, орудиях труда, сформировался интерес к профессиональной деятельности взрослых;
  • пополнился словарный запас, речь стала более связной, логически правильной;
  • окрепли мелкие мышцы кистей рук;
  • научились находить и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий;
  • появился интерес к модельной и конструктивной деятельности, детскому техническому творчеству;
  • совершенствовалось образное, творческое, логическое и техническое мышление;
  • развились коммуникативные способности;
  • улучшилась память, внимание, образное и пространственное мышление.

По окончании реализации проекта были организованы выставка для детей других групп и выставка для родителей.

Педагоги поделились опытом работы в рамках районного семинара для руководителей ДОУ «Эффективные технологии управления ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования».

 Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Животкова Л.И., Зайцева Ю.М., Малютина Е.В. LEGOДвиж: подвижные и малоподвижные игры с конструктором Lego для развития познавательной деятельности дошкольников: учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 101 с.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во "Николаев", 2004
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
  5. Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.

 

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).