ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Монич Наталья Игоревна

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г.Ейска МО Ейский район

Краснодарский край

г.Ейск

Психологическая готовность педагогов к началу учебного года

Педагоги относятся к категории специалистов, которым предъявляются высокие требования. И это не удивительно, так как  от результата деятельности педагога  зависит будущее детей и страны в целом. Педагог передает подрастающему поколению знания и умения, создает условия для воспитания детей на всех уровнях образования.

Таким образом, обучение детей является делом ответственным, трудоемким, творческим и, бывает, выходящим за рамки рабочего времени, что влечет за собой повышенные интеллектуальные нагрузки, тревогу, эмоциональный стресс.

Подготовка к началу учебного года – это волнительный период для всех участников образовательного процесса. А для педагогов уровень напряжения возрастает в разы, ведь так много нужно успеть сделать. Чтобы справиться со всеми задачами, которые стоят перед педагогом, не утратить способность оптимально действовать в сложных, педагогических ситуациях, необходимо заблаговременно позаботиться психологическом здоровье.  Стрессоустойчивость, психологическое здоровье во многом зависит от самого педагога, его желания и умения пользоваться теми или иными методами и приёмами саморе­гуляции.

В ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог – психологически здоровые дети».

Повышение уровня стрессоустойчивост, предупреждение «синдрома эмоционального выгорания», - это пути сохранения психологического здоровья в профессиональной деятельности.

Кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии О.А.Семиздралова предлагает следующие рекомендации по предотвращению возникновения и снижению степени выраженности «синдрома эмоционального выгорания»:

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это позволит повысить долгосрочную мотивацию, степень самовоспитания и подкрепиться уверенностью, что Вы движетесь в верном направлении.
  2. Использование «тайм-аутов». Отдых от работы и других нагрузок позволят перезагрузиться и полноценно отдохнуть.
  3. Овладение навыками саморегуляции, которые позволят снизить уровень стресса, ведущего к выгоранию.
  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование, позволит не только почувствовать себя уверенней, но позволит найти вопросы на нерешенные вопросы.
  5. Избегание ненужной конкуренции. Слишком высокие требования к себе повышают уровень напряжения.
  6. Эмоциональное общение, в том числе в профессиональном коллективе. Обмен мнениями, проговаривание важных вопросов в коллективе единомышленников помогает не только найти верное решение, но и снижает уровень тревожности.
  7. Физические нагрузки, здоровый образ жизни. Ни для кого не секрет, что физическая активность повышает уровень эндорфинов в организме, что вызывает ощущение радости, бодрости и прилива сил.[1]

На стабильность психологического состояния также влияет потенциал личности педагогов, все то, что накопилось за годы практики.  Умение восстанавливать ресурсы в случае их утраты помогает развивать самообладание, умение преодолевать трудности, не сдаваться.

Упражнение, способствующее поиску и поддержанию ресурсного состояния педагогов перед началом учебного года «Мой дом».

Цель: Поиск личных ресурсов, для достижения оптимального состояния. Формирование эмоциональной стабильности и положительной установки на принятие личных качеств.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение.

Дом это не только место, где обитает наше тело, но место где находится наша душа. Мы сами тоже являемся домом своей души. То, что находится внутри нас, всегда останется с нами. Каждый дом индивидуален. Он вдохновляет нас, помогает.

Педагоги рисуют дом, по типу детского рисунка (крыша, стены), оставляют место для фундамента.

На месте фундамента перечисляют (записывают) ценности, которые управляют вашей жизнью (здоровье, семья, свобода, энергия, способности и т.д).

Стены дома – это наш опыт, знания, умения, навыки, таланты (прописывают: кто-то разбирается в современных технологиях, кто-то аттестовался, кто-то умеет танцевать, кто-то готовить, кто-то может организовать большую  группу детей, кто-то членов семьи  и т.д.).

Нарисуйте небольшую кладовочку и подумайте о том, что вы хотите скрыть от окружающих (написать).

Крыша дома – это наша защита (написать, что защищает: самообразование, литература, близкие люди, какие-то увлечения, вещи и т.д.)

Труба с дымом – это способы выпустить напряжение (написать).

А теперь представьте, что над домом появились тучи (нерешенные задачи, беспокойство) и теперь ответьте себе на вопросы:

- Упадут ли стены в доме?

- Рухнет ли крыша?

- Утратятся ли знания, умения, навыки?

- Помогут ли выбранные способы снять напряжение?

Скорее всего, многие уже преодолевали  трудности, меняли планы, переживали нестабильные времена, а значит, уже положили себе в копилку способы выхода из сложных ситуаций, стали сильнее. Что бы не происходило в жизни, ничто не сможет обесценить ценности, таланты знания, умения, навыки, которые уже есть в Вашей  жизни.

Внутренние запасы педагога могут исчерпать себя при воздействии стресса. Ганс Селье подчеркивал, что стресс является обязательным компонентом жизни человека (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение).

Педагоги должны уметь оказывать себе своевременную антисрессовую помощь, чтобы ресурса хватило на весь учебный год. И задача состоит не только в том, чтобы оказать ее своевременно, до появления тревоги, но и выбор метода  психокоррекции стресса из всего разнообразия, который подойдет конкретному педагогу с учетом его индивидуальных особенностей.

Методы профилактики стресса [2]:

  1. Аутотренинг. Это система упражнений, предназначенная для саморегуляции психических и физических состояний путем снижения мышечного тонуса с использованием словесных формул, направленных человеком на себя.
  2. Релаксация. Это система специальных упражнений, направленная на снижение тонуса мышц, снимающая стрессовые состояния, бессонницу и нормализующая эмоциональный фон.
  3. Визуализация (использование позитивных образов). Спокойствие достигается путем представления желаемого результата путем воображения и воссоздания за счет зрительных, вкусовых, обонятельных, тактильных ощущений, либо их комбинаций. При воссоздании идеальной картины, появляется чувство расслабления, внутреннего покоя и гармонии.
  4. Медитация. Современная психология накопила множество фактов, которые доказывают, что посредством медитации организм человека оздоравливается, психоэмоциональное напряжение снижается, либо вовсе снимается, повышается творческий потенциал, повышается умственная и физическая активность.
  5. Концентрация. Кратковременная концентрация на слове или на счете приводит к релаксации всей мозговой деятельности.
  6. Дыхание. Дыхательная гимнастика благотворно влияет на все органы нашего тела. Правильно используя ритм дыхания, можно самостоятельно регулировать эмоции, умственное и физическое состояние.
  7. Ароматерапия. Эфирные масла используют при массаже, ингаляции, при принятии ванн, компрессов для саморегуляции, предотвращения таких состояний как раздражительность, переутомление.
  8. Массаж и самомассаж положительно влияет на самочувствие человека в целом: физическое состояние и эмоциональное состояние.
  9. Арттерапия. Также позитивно влияет на эмоциональные нарушения, а также на развитие коммуникативных навыков. Арттерапию применяют как дополнение к другим методам профилактики стресса либо как самостоятельную терапию. Это может быть творчество самого человека, либо использование готовых произведений искусства.
  10. Цветотерапия. Влияние на организм оказывает длина волны каждого цвета, которая воспринимается человеком не только глазами, но и кожей.
  11. Библиотерапия. Ситуации, которые описаны в литературе должны побуждать отыскивать в человеке резервы для движения вперед. Кроме того, они значительно снижают действие отрицательных эмоций, способствуют духовному росту.
  12. Упражнения для саморегуляции способны оптимизировать состояние, снизить утомление педагога.
  13. Позитивное мышление вырабатывается в процессе самовоспитания и способно заставить человека действовать с учетом его позитивного мировосприятия.
  14. Рациональная психотерапия. Позволяет взглянуть на неблагоприятную ситуацию с другой стороны, снизить ее субъективную значимость.

Для максимальной реализации в профессиональной деятельности, педагогу необходимо заблаговременно восполнять энергию и относиться к себе с трепетом и уважением.

 

[1] Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения. /Народное образование 1/2010.

 

[2] Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015

 

Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).