ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Хилько Татьяна Аркадьевна

педагог-психолог

МБДОУ ДСКВ №34 г.Ейска МО Ейский район

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Благодаря этой деятельности развиваются все высшие психические функции ребёнка: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Любая игра также имеет непосредственное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы детей, способствует формированию таких личностных качеств, как коммуникабельность, умение работать в команде, умение соблюдать правила, целеустремлённость, уверенность в себе и т.п. Игры имеют важнейшее значение не только для проведения досуга с детьми, но и для формирования жизненной позиции в дальнейшем. Чем разнообразнее и интереснее игры с ребёнком, тем более гармоничной будет его встреча с взрослой жизнью.

Игра для детей гораздо увлекательнее, когда они дополнительно видят поддержку и заинтересованность родителей и играющих с ними взрослых. К сожалению, опыт показывает, что большинство родителей редко играют с детьми: либо они заняты на работе или по дому, либо считают, что их ребёнок вполне самодостаточен, а игра в одиночестве будет способствовать развитию  целеустремлённости. Также нередко встречаются родители, которые просто не знают, как можно и нужно играть с ребёнком.

  Именно поэтому организация игровой деятельности детей дошкольного возраста всегда является актуальной и имеющей важнейшее значение в работе педагогов и специалистов дошкольного образования.

Цель данного материала – создать подборку дидактических игр на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость данного материала заключается в следующем: предложенные игры могут использовать педагоги и специалисты дошкольных учреждений как в процессе своей деятельности с детьми, так и при работе с родителями (обучая возможным способам проведения досуга с детьми на родительских собраниях, «круглых столах», во время педагогических и психологических гостиных и т.п.).

 

Игра «Ласковый зверёк»

Цель: снижение агрессивности, тревожности, развитие чувственного восприятия, воображения, тактильной памяти, снятие напряжения, мышечных зажимов, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Ход игры:

Педагог подбирает 6-8 небольших предметов различной фактуры: кусочек ваты, меха или мягкой ткани, кисть для рисования, стеклянный предмет, бусы и т.п. Все предметы можно сложить в мешочек, чтобы ребёнок не видел их. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «ласковый зверек» и прикасаться своими лапками. Нужно постараться угадать с закрытыми глазами, какой «зверек» прикасался к руке и отгадать предмет (ребёнку надевают повязку на глаза и освобождают одну руку от одежды до локтя). Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Другие варианты игры: «зверек» может прикасаться к другим частям тела, например, к щеке, коленям, ладони. Также взрослому можно поменяться с ребенком местами или дать возможность заранее увидеть предметы, разложив их на столе (этот вариант хорошо подойдёт, например, для тревожного ребёнка).

Игра «Тигр, рычи; паровоз, стучи»

Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики; снятие барьеров в межличностном общении, мышечного напряжения.

Ход игры:

Педагог говорит детям: «Все мы – тигры, большая семья тигров. У нас будет соревнование, кто рычит громче. Как только я скажу «Тигр, рычи!», вы начинаете громко рычать». Затем взрослый предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив руки на плечи друг другу. «Паровоз» едет в разных направлениях то медленно, то быстро, то изгибаясь, то поворачивая, при этом издавая громкие звуки. «Машинист» на станциях меняется. В конце игры происходит «крушение паровоза» и все падают на пол (игру рекомендуется проводить на ковре). Затем детям включается спокойная музыка (происходит релаксация).

 

Игра «Да или нет?»

Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы; развитие умения подчиняться определённым правилам, быстроты реакции, внимания.

Ход игры:

Дети встают в круг и берутся за руки. Взрослый находится в центре круга. Он говорит детям, что они будут слушать разные вопросы и решать, согласны они с ними или нет, отвечая «да» или «нет». Если согласны, то тогда нужно поднять руки вверх и крикнуть «Да!», если не согласны, опустить руки вниз и крикнуть «Нет!».

Вопросы:

Есть ли двери у норы?  Есть ли уши у лисы?

Есть ли в море рыбаки? Есть ли в поле светлячки?                                                   

Есть ли клюв у поросёнка? Есть ли крылья у телёнка?                                

Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? 

Есть ли рифма у стиха?  Есть ли в нём ошибки? 

 

Игра « Учимся говорить комплименты»

Цель: развитие и коррекция эмоциональной сферы психики, преодоление барьеров в общении, уменьшение психического напряжения.

Ход игры:

Дети встают в круг и берутся за руки. Обязательно смотря в глаза собеседнику, участники по очереди говорят друг другу разные добрые, приятные слова или за что-нибудь хвалят. Тот ребёнок, к которому обращён комплимент, слегка кивает головой и произносит фразу: «Благодарю, мне очень приятно!» Далее он «дарит комплимент» своему соседу справа.

 

 

Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, пространственного и логического мышления, воображения.

Ход игры:

Выложить на стол 5-7 любых хорошо известных ребёнку игрушек или вещей. Взрослый предлагает запомнить предметы, а затем закрыть глаза или отвернуться. В это время прячется одна игрушка. Ребёнок открывает глаза и пытается отгадать, что изменилось. Если воспитанник справляется с заданием легко, предметы можно поменять местами или увеличить количество запоминаемых предметов.

Игра «Повтори узор»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, познавательной сферы психики, формирование навыка ориентировки по схеме, развитие мелкой моторики рук.

Ход игры:

Взрослый выкладывает на столе любой узор из подручного материала         (счётных палочек, верёвочек, карандашей, пуговиц, монет, спичек, и др.) Ребёнок пытается повторить предложенный узор. Потом воспитаннику предлагается поменяться ролями и придумать свой собственный узор, чтобы взрослый повторил за ним. На данном этапе включается развитие воображения и творческих способностей.

Игра «Превращения фигур»

Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук.

Ход игры:

Взрослый изображает на белом листе бумаги различные геометрические фигуры нескольких размеров. Ребёнок становится «волшебником» и превращает предложенные фигуры  в разные предметы или может нарисовать целую картину, используя свою фантазию и воображение.

 

 

Игра «Добрые пожелания»

Цель: коррекция взаимоотношений в детском коллективе, развитие эмоционально-личностной сферы детей; воспитание доброты и уважения к сверстникам.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий спрашивает детей, что можно пожелать человеку хорошего, какие они слышали добрые пожелания в своей жизни (важно, чтобы каждый ребёнок назвал хотя бы одно пожелание). Затем дети встают в круг и, говоря добрые пожелания, бросают друг другу мяч. Начинать фразу нужно со слов: (Имя ребёнка), я тебе желаю…». Педагог обязательно подмечает каждое пожелание подобными фразами: «Очень важное пожелание», «Такое редко говорят, молодец», «У тебя очень искренне получилось», «Отличное пожелание, умница» и т.п.

 

Игра «Зеркальный дом»

Цель: коррекция эмоциональной-волевой сферы личности; развитие наблюдательности, уверенности в себе, общей открытости и раскованности.

Ход игры:

Взрослый говорит детям, что сейчас они посетят зеркальный дом. Один ребенок выбирается на роль забавной обезьянки, остальные дети будут изображать зеркала. Ребенок, играющий роль обезьянки, заходит в зеркальный дом и видит свое отражение в зеркалах. Обезьянка думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Обезьянки отвечают ей тем же. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой, она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили другие дети. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяют её движения.

 Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"

 

 

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).