Димковская Галина Алексеевна
Учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Краснодарский край, Ейский район, город Ейск
Коррекционно-образовательные цели:
-уточнение и расширение словарного запаса по теме «Мебель».
-совершенствование грамматического строя речи.
-закрепление навыка правильного использования в речи предлогов: НА, ПОД, НАД, С, , В, ИЗ, по, между, перед, возле, к, от
- практическое употребление в самостоятельной сложных слов (двухстворчатый, трёхстворчатый, одностворчатый шкаф);
-совершенствование синтаксической стороны речи (составление
сложносочинённых и сложноподчиненных предложений).
-совершенствование навыка анализа предложений и слов, составление схем.
Коррекционно-развивающие цели:
-развитие длительного и плавного выдоха.
-развитие общей, мелкой и речевой моторики
-развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, памяти.
Коррекционно - воспитательные цели:
- воспитание навыков поведения в общественном месте;
- воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия; активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: ноутбук, презентация (по теме), магнитофон, аудиозапись пеналы, мячик, письмо от Карлсона, папка, пиджак, пропуски с картинками, пакетики с карточками для схем предложений, плоскостные изображения мебели, карточки на развитие оптического восприятия, образцы ткани и кожи, карточки «Дорисуй половинки», карточки – символы «Поломки», карточки «Без чего», карточки – двойняшки; карточки: большой – маленький; шапочки - инструменты; «Собери картинку», «Логические ряды», свечи, игра
«4-й лишний», карточки «Вставь маленькое слово», схема для описательного рассказа, «каталоги» мебели.
Ход.
1.Организационный момент.
Круготерапия. Дети стоят в кругу, логопед предлагает произнести ласковые слова каждому ребенку. ( звучит музыка)
Логопед: Ребята, давайте, друг с другом поздороваемся, скажем приятные слова (Здравствуй, красивая; здравствуй , добрый, …., весёлый,…, милая, …, смелый,…, заботливый, …, умная,…., честный, … , отзывчивый,…, длинноволосая, …, кареглазый, …, внимательный, …, спортивный, …смышлёный, ….)
(передаётся сенсорный мячик со словами: «Здравствуй, красивая!» и так, пока все не поздороваются).
1.- Ребята, про людей иногда говорят «Медведь на ухо наступил» Как вы понимаете это выражение?
(Человек плохо различает ритм музыки, звуки, слова).
- Поэтому мы будем с вами ежедневно упражняться, играть, заниматься, чтобы о вас потом, когда вырастите, так не сказали.
- Предлагаю поиграть в игру– разминку «Будь внимательным». (Дети сигналят, что я произнесла: звук, какой звук, часть слова, слово, какое слово: предмет, признак, действие) «Путешествие звука»,
- - Игра «Подбери слово к схеме»,
«Ветер дует, вертит,
В форточку влетел конвертик.
Ну-ка, Миша, посмотри.
Что за вести там внутри?»
Логопед: - О, да здесь письмо! Что в нём написано?
«Дорогие дети, приглашаю вас на мебельную фабрику, где вы увидите много интересного. Ваш друг, Карлсон.»
- Вы согласны пойти на мебельную фабрику?
Хорошо, ребята, тогда давайте вспомним правила поведения в общественном месте:
Нельзя кричать (губы принимают положение звука О)
Нельзя жевать жевательную резинку (жевательные движения)
Нельзя баловаться (упражнение Индюк)
Нельзя передразнивать кого-либо (Наказать непослушный язычок).
Логопед: А теперь скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – повернись, и на фабрике появись!»
(Дети отворачиваются к окну, произносят слова.
Логопед надевает пиджак, очки, берёт папку)
3.Сообщение темы.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я Директор мебельной фабрики. Мы сейчас пройдём на фабрику. Но, смотрите здесь охранник.
(Сидит ребёнок)
И, чтобы пройти на фабрику, вы должны предъявить пропуск.
- Я приготовила их . Но, наш Карлсон такой шутник, он спрятал пропуски.
- Мы их найдём, когда выполним задания.
Нужно составить предложения с короткими словами, предлогами.
Что такое предложение? Составьте предложение. Сколько слов в предложении? Произнесите 1 слов, 2 слово, … .
Логопед: О чём мы узнали? Что узнали о …? И т.д.
- 4. Упражнение « Составь предложение» (карточки на доске)
«Вставь короткое слово» (Карточки, простые карандаши)
5. Логопед : - А вот такую мебель делают на нашей фабрике.
- Ребята, какие предметы вы видите на стенде?
( Перед нами изысканные диваны, удобные столы и стулья, Различные шкафы, полки, комоды, кресла, тумбы. Эти предметы различных цветов и размеров и формы, изготовлены из разного материала).
6.Упражнение на развитие оптического восприятия.
Логопед: - Чтобы бревно превратилось в шкаф, стул или стол, трудится много – много людей.
Скажите, как называются художники, которые придумывают красивые игрушки, мебель, одежду (Художники – дизайнеры).
Логопед:- Вот это ПЕРВЫЙ цех – чертёжный.
Как называется этот цех?
- Дизайнер сначала рисует мебель. Какие предметы мебели он нарисовал?
(Карточки на развитие оптического восприятия. Дети называют предметы мебели, которые нарисованы приёмом наложения)
Игра «Что из чего » (ОБИВКА)
Логопед: - Затем дизайнер думает, как сделать мебель красивой и удобной. А также - из какого материала лучше сделать обивку мебели.
(Дети берут в руки кусочки материала)
- Скажите, какая обивка будет у вашей мебели? (Из бархата – это бархатная обивка; из велюра - …., из гобелена - …., из ко
- Диван из кожи. Какой? … Пуфик из кожи. Какой?.... Кресло из кожи. Какое?...
Логопед. Мебель будет из разного материала и сырья. Давайте правильно назовем какая мебель получится (деревянная, железная, стеклянная и др.)
Логопед: - Дизайнер всё продумал, а потом советуется
с инженерами- конструкторами - людьми, которые знают как сделать такую красивую мебель
- С кем дизайнер советуется?
5.Гфическое упражнение на развитие мелкой моторики и координаций движений руки.
Игра «Дорисуй картинку».
Логопед: - После этого он чертит предметы мебели, вычерчивая все части. Выполните чертежи.
(Дети дорисовывают картинки – половинки)
Логопед: - Какие части начертили? (спинку стула, ножку стола …)
Логопед: - На эти чертежи будут смотреть рабочие на мебельной фабрике и делать всё точно также.
- Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Игра «Скажи ласково».(слайд №…..)
Логопед: - Здесь чертежи разных размеров
(Показ символа: большой и маленький.)
Я буду говорить о больших предметах, а вы о маленьких.
- Дизайнер выполнил чертежи табуреток (табуреточек).
-Столяр сделал сидения для детских стульев (стульчиков).
- Вдоль стены поставили красивые диваны (диванчики)
- Для малышей надо сделать много столов (столиков).
- У этажерок деревянные полки (полочки).
-Мастер проверил прочность кресла (креслица)
- Маляр покрасил комод (комодик).
- Рабочие упаковали шкаф (шкафчик).
- Приёмщица приняла заказ на изготовление детской кровати (кроватки).
- Грузчики погрузили на машину тумбу (тумбочку).
7.Приставочные глаголы множественного числа прошедшего времени.
Логопед: - Это приёмная фабрики. Здесь приёмщик принимает заказы на ремонт.
- Какие поломки могут быть? (Порвались, поцарапались, откололись, раскрутилась, потрескалась, полиняла, расклеилась, открутилась, расшаталась, рассыпалась, развалилась).
(У детей карточки – символы: мебель с поломками. Дети составляют предложения.)
- Пожалуйста, запишите свои заказы. А вот приёмщик примет ваши заказы.
8.Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.
Игра «Без чего? » (слайд №…..)
Логопед: – Это цех сборки. Как вы думаете, чем заняты рабочие в этом цехе? Да, здесь работают сборщики.
- А без чего нельзя собрать предметы мебели?(Без инструментов, без клея, без шурупов, без гвоздей, без отвёртки, без винтиков)
«Под столом уселась кошка, «А на этой вот картинке
А над нею стол без... (ножки)». Нарисован стул без… (спинки)».
- Посмотрите, вот сборщик собрал кровать, а эта кровать ещё без чего?(Картинки – двойняшки, одна без какой либо части)
(Без чего диван ? Без ... кресло,… стул,…стол, шкаф?)
-Давайте поможем сборщикам. У нас всё есть, собирайте.
(Дети собирают разрезные картинки)
9.Развитие логического мышления. Упражнение на развитие силы выдоха.
Логопед: Так хорошо шла сборка, но свет отключили, станки остановились. Какие предметы мебели не успели собрать?
( «Логические ряды»)
- А чтобы вам получше было видно, я зажгу свечи
Логопед: - Свет включили. Можно свечи задуть.
- Подуйте, как лёгкий ветерок, порывистый, сильный. Сделали глубокий вдох и выдуваем сильно, долго.
- Физминутка Мебель.
На кровати можно спать (Руки согнуты в локтях, соединив ладони
Поднести их к правому уху)
Стулья, стол - переставлять (Руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд,
Сжав пыльцы)
В шкаф я книги буду ставить (Поочерёдно поднимать руки вверх и
опускать их вниз)
Кресла буду застилать (Руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд,
развернув ладони вверх.)
С полки буду пыль стирать (Правой рукой выполнять движения слева
направо, руки перед грудью)
Тумбу в чистоте держать (Левой рукой выполнять движения слева
направо, руки перед грудью)
И скажу вам без прикрас (Две руки согнуть в локтях, вытянуть их
вперёд поднять)
Эта мебель просто класс (Большие пальцы вверх)
- Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов.
(слайд №…..)
Игра «Вставь маленькое слово».(У детей карточки)
12.Составление загадок – описаний. (слайд №…..)
Логопед: -А это зал заседаний. Здесь собираются рабочие, выступают мастера. В зал вы тоже можете пройти, выполнив задание.
Составьте загадку – описание по схеме –подсказке.
- Давайте вспомним план для рассказа-описания. Сначала мы называем предмет. Затем говорим из какого материала он сделан, далее, какого он цвета, из каких деталей состоит; поскольку мы будем говорить о мебели, то нам нужно сказать в какую комнату можно поставить этот предмет, и, наконец, для какой цели используют этот предмет.
(Работа проводится коллективно. Выбирается предмет для описания и составляется рассказ по плану, но название предмета не называть.)
- Скажите, люди каких профессий работают на фабрике? (Дизайнеры, инженеры-конструкторы, мастера, директор, сборщики, столяры, пильщики, плотники, полировщики, маляры, станочники, приёмщица, охранники, наладчики, грузчики, упаковщик, шофёр).
Логопед: Ребята, что вам понравилось на нашей фабрике??
- Хочу проверить, как вы запомнили мебель.
Игра «4 – й лишний»
Предлагаю поиграть в игру «4-й лишний» (Картинки).
-Ну что ж, экскурсия наша закончена. Выходим через проходную .Я, как директор фабрики, хочу подарить вам каталоги нашей мебели. Приходите, заказывайте у нас мебель.(всем детям раздаю каталоги)
«1 – 2 – 3 – отвернись, в детский сад воротись!»
- Итог занятия.
Появляется Карлсон)
Карлсон: Понравилась вам экскурсия?
Задания - шутки. (Карлсон обращается к детям с вопросами:
Говорят, что из пустыни к людям в гости стол пришел?
Говорят, что стул двуногим, одноногим может быть?
Говорят, что на диване можно только стоя спать?
Говорят, в красивой вазе одежду можно нам хранить?
Говорят, что нам в кастрюле можно сапоги сушить?
Говорят, что в комоде можно верх ногами спать?
Говорят, что Ответы детей с использованием сложноподчинённых и сложносочинённых предложений (Например, Стул не может быть двуноногим, так как такой стул упадёт, на нём не сможем сидеть. В вазе нельзя хранить одежду, так как для одежды есть шкаф. и т.п.)
- Ребята, вы молодцы! Меня многому научили. У вас хорошие знания о мебели.