Иващенко Елена Александровна
Воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Краснодарский край, Ейский район, город Ейск
Нетрадиционные формы ведения коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с (ОНР) III уровня.
В современном мире является актуальной проблема развития связной речи. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
Связная речь дошкольников – показатель, по которому судят об их уровне речевого развития, широте кругозора. Потому, как высказывается ребенок на различные темы, можно предположить, насколько успешным окажется его дальнейшее обучение, как сложится его общение со сверстниками. Очень важно с раннего возраста учить ребенка выражать четко свои мысли и желания, общаться со сверстниками во время игры и других продуктивных видов деятельности.
Для того чтобы процесс развития связной речи у детей протекал продуктивно, без трудностей, и активизировал внимание и желание детей умению говорить связно, красиво, необходимо знать и применять различные подходы к формированию связной речи дошкольников не только с речевыми нарушениями, но и детей с нормальным речевым развитием. В этом заключается дифференцированная помощь логопеда детям с разными речевыми возможностями.
Для развития связной речи, которая является основным средством речевого общения и передачи социально-культурного опыта, необходимо использование традиционных и инновационных технологий.
Поэтому специально разработанный мною комплект коррекционно- развивающих занятий, направленный на развитие связной речи, может являться эффективным средством образования детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, создавая условия для интеграции логопедической и общеобразовательной работы и обеспечивая познавательное и речевое развитие детей указанной категории.
При разработке конспектов занятий по развитию навыка пересказ у детей старшего дошкольного с ОНР ΙΙΙ уровня.
Основными задачами логопедической работы по обучению детей пересказу являются:
-совершенствование навыка коммуникации;
-формирование умения воспринимать главную мысль произведения;
-развитие навыков связного и последовательного построения высказываний;
-формирование способности планировать собственные высказывания;
- совершенствование навыка контроля над собственной речью;
-составление высказываний с учетом лексико-грамматических норм русского языка.
Одним из важных этапов при обучении пересказу по мнению Д.Б. Эльконина является наглядность, которая помогает детям выделять действующих героев, последовательность событий, называть предметы и их характерные признаки.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Специалистами установлено, что у детей с ОНР III уровня объем зрительной памяти, возможности запоминания почти не отличаются от детей без речевой патологии. Однако, в сравнении с нормально говорящими сверстниками, у них несколько снижет объем слуховой памяти и продуктивность запоминания. Именно поэтому использование наглядных средств в процессе обучения пересказу так важно для детей дошкольного возраста.
Важное значение в процессе работы с детьми занимает использование мнемотаблиц или мнемодорожек. Применение данной техники значительно облегчает детям процесс развития связной речи.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Главной особенностью данной методики является, использование не самих изображений, а их символов для опосредованного запоминания. Символы используются с максимально приближенные к речевому материалу. Например, для обозначения времени года используются различные символы (зима-снежинка, весна-веточка с почками, лето-цветки, осень-кленовый лист), для обозначения каких-либо действий используются стрелочки и т.д.
Для использования данного приема необходима предварительная работа, которая включает:
-умение заменять слова или действия в тексте символами;
-умение самостоятельно составлять мнемотаблицу из знаков и символов;
-неоднократное повторение рассказа с опорой на схемы.
В соответствии с этим мною был разработан конспект занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыкам пересказа.
Конспект занятий, разработанный мной, состоят из нескольких этапов.
Вводная часть. Главная задача этого этапа заинтересовать детей, замотивировать их на дальнейшее восприятие текста.
Чтение адаптированного рассказа. Главная задача данного этапа первичное знакомство детей с текстом сказки. При этом детям не стоит говорить о том, что затем им нужно будет пересказать текст.
Беседа по содержанию рассказа. Главная задача данного этапа более эффективное запоминание смысла произведения.
Выполнение лексико-грамматических заданий с опорой на содержание текста.
Повторное чтение рассказа. На данном этапе ребенку сообщается о том, что затем этот текст нужно будет пересказать.
Составление плана-схемы по содержанию рассказа. Главная задача данного этапа систематизация слухо-речевой информации в виде графических дорожек и схем.
Самостоятельный пересказ текста одним ребенком или группой детей по цепочке.
Заключительная часть. Главной задачей данного этапа является подведение итогов и анализ работы детей.
При отборе текстов для пересказа учитывались следующие показатели:
-рассказ должен быть динамичным, эмоциональным;
-должна присутствовать воспитательной ценности, мораль;
-простота и доступность сюжета для восприятия;
-доступность объема текста для пересказа;
-четкость и последовательность изложения описываемых событий;
-отсутствие в тексте сложных для понимания грамматических конструкций.
Данным требованиям, полностью соответствуют рассказы и сказки К.Д. Ушинского, которые были взяты за основу при разработке конспектов по развитию навыка пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР. Они соотносятся с предложениями по использованию литературного материала в Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема: Пересказ рассказа «Гуси» по К.Д. Ушинскому
Цель: формирование навыка связного пересказа с опорой на графические схемы
Задачи:
-развитие навыка целостного и последовательно восприятия текста;
-развитие диалогической формы общения (умения отвечать на вопрос полным предложением);
-развитие навыка грамматически правильно оформлять свои высказывания;
-развитие навыка планирования рассказа с опорой на графические схемы;
-активация и обогащение словаря по теме «Перелетные птицы»;
-закрепление навыка употребления родительного падежа единственного и множественного числа.
Оборудование: раздаточный материал (графические схемы) (рисунок 3.4), аудиозапись гогота уток, картинки.
Рисунок 3.4 – Рассказ «Гуси»
Ход занятия: Ι. Организационный момент
- Ребята внимательно послушайте, что это за звуки, кто так разговаривает? (Педагог включает гогот уток). А как называется крик гусей? Сейчас я вам прочитаю новый рассказ К.Д. Ушинского «Гуси», а вы внимательно слушайте его.
ΙΙ. Основная часть.
- Чтение адаптированного рассказа К. Д. Ушинского «Гуси»
- Ребята, внимательно послушайте рассказ. Он называется «Гуси», а автор рассказа К. Д. Ушинский.
- Беседа по содержанию рассказа. (Дети дают полные ответы на вопросы педагога) - Как называется рассказ?
- Кто его автор?
- Как зовут главного героя?
- Кого он увидел высоко в небе?
- Могут ли также улетать домашние утки?
- Кто кормит диких гусей?
- Что происходит зимой, когда они не могут отыскать себе пищу самостоятельно?
- Почему домашние гуси не улетают зимой?
- Что случится, если дети будут полагаться на родителей и самостоятельно ничего не делать?
- Что пообещал Вася папе?
- Игра «Четвертый лишний»
- Ребята, посмотрите на картинки, назовите птиц, которые на них нарисованы. Какая птица лишняя, объясните свой выбор.
Воробей, утка, голубь, ворона.
Утка, гусь, лебедь, грач.
Гусь, индюк, петух, курица.
Лебедь, павлин, журавль, ласточка.
- Игра «Кто как разговаривает?»
- Я вам сейчас буду называть птиц, а вы попробуйте ответить
Что делает гусь - … (гогочет)
Что делает утка - … (крякает)
Что делает курица - … (кудахчет)
Что делает петух - … (кукарекает)
Что делает цыпленок - … (пищит)
Что делает индюк - … (бобочет)
Что делает воробей - … (чирикает)
Что делает ворона - … (каркает)
Что делает голубь - … (воркует)
Что делает кукушка - … (кукует)
- Игра «Назови птенца»
- Ребята я вам сейчас буду называть название птиц, а вы попробуйте назвать птенца этой птички. (Педагог бросает мяч ребенку, называя животного.)
У утки - … (утенок), а если их много, то это (утята)
У гусыни - … (гусенок), а если их много, то это (гусята)
У индюшки - … (индюшонок), а если их много, то это (индюшата)
У курицы -… (цыпленок), а если их много, то это (цыплята)
У воробья -… (воробьенок), а если их много, то это (воробьята)
У кукушки -… (кукушонок), а если их много, то это (кукушата)
У лебедя -… (лебеденок), а если их много, то это (лебедята)
У аиста -… (аистенок), а если их много, то это (аистята)
- Повторное чтение рассказа
- Я прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно его послушайте и попробуйте запомнить.
- Составление графического плана рассказа
- Ребята, а теперь посмотрите на схемы к этому рассказу и попробуйте разложить картинки в правильной последовательности. Что было вначале?
Что потом? Что в конце?
ΙΙΙ. Заключительная часть.
- Ребята с каким рассказом мы сегодня познакомились? Что должны делать дети, чтобы быть сильными и самостоятельными? Вам понравился рассказ?
Данный конспект составлялся с учетом речевых, а также психических возможностей детей. В качестве вспомогательного приема обучения навыку пересказа мною было выбрано использование метода мнемотехники, в частности мнемотаблиц. Главной особенностью мнемо-таблиц является схематическое изображение информации, вследствие чего материал для детей становится более понятным, доступным и легко запоминающимся.
В качестве материала для пересказа мною был выбран рассказ из сказки К.Д. Ушинского. Он имеет высокую художественную и воспитательную ценность, воспитывают личностные и моральные качества дошкольника, доступны по объему, динамичны и эмоциональны, последовательны в изложении.
Использование мнемо таблиц помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость в процессе публичных выступлений, помогает замотивировать дошкольника на процесс пересказа, а также учитывает индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение наглядных и словесных опор в процессе обучения навыку пересказа дает положительный результат. Формирование навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи способствует развитию связной речи, творческих возможностей, обогащению словарного запаса, а также закреплению использования различных грамматических форм.
Нетрадиционные формы ведения работы по обучению связной речи помогают развивать мыслительное творчество ребенка, помогают развитию наблюдательности, памяти, внимания и, как следствие, связной речи. Благодаря абстрактному восприятию, ребенок внимательнее слушает обращенному к нему речь и начинает выразительно и более четко высказывать свои мысли.
Технология мнемосхем наглядно показывает, что необходимо творчески подходить к занятиям с ребенком. Занятия в игровой форме помогают ребенку меньше уставать, более заинтересовано подходить к занятиям, высказывать свою точку зрения. При правильном и регулярном взаимодействии логопеда и ребенка, уровень речевого развития повышается. Ребенку становится интереснее общаться, он становится увереннее в себе, общение начинает приносить приносит удовлетворение. Технология, которая применялась, помогает развивать абстрактное мышление, что заставляет включать воображение и помогает ребенку лучше адаптироваться в различных ситуациях. Данная методика может быть рекомендована к работе с детьми с общим недоразвитием речи.