ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Полянская Ирина Васильевна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 города Ейска

муниципального образования Ейский район.

Краснодарский край, город Ейск.

«Огород на окне».

 В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем вырастить самим, дети не имеют представления о том, какой посадочный материал используется, как выращиваются огородные культуры, сколько времени потребуется от момента посадки до сбора урожая, какой рабочий инвентарь для этого необходим.

Поэтому хочется предложить вам захватывающую работу по созданию  собственного  мини-огорода на окне! Но перед тем  как начать, давайте зададимся вместе с ребятами вопросом: «Почему это важно? Что заставляет нас заинтересоваться выращиванием растений на окне?»

Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, это то, что в современном мире мы все больше отдаляемся от природы. Мы проводим много времени в помещениях, работая на компьютерах, смотрим телевизор или играем в видеоигры. Выращивание растений на окне позволяет нам привнести кусочек природы в нашу жизнь. Это так же отличный способ научиться оживить пространство группы и внести немного зелени в нашу обыденность. К тому же, это интересно и весело!

Когда дети   выращивают  растения, они узнают, как растения растут и что им нужно для дальнейшего роста и  развития.  Ребята узнают о том, что растения вырабатывают кислород, улучшают качество воздуха и помогают сбалансировать экосистему. Кроме того, дошкольники смогут собрать свежие овощи или фрукты и наслаждаться их вкусом и пользой для здоровья.

Так что,  проблематика этой темы заключается в том, чтобы преодолеть отсутствие связи с природой, внести веселый и полезный элемент в нашу жизнь и научиться заботиться о растениях и окружающей среде.

Теперь, когда мы понимаем, почему создание мини-огорода на окне так важно, давайте поставим перед собой ясные цели, чтобы знать, чего мы хотим достичь.

  1. Изучение процесса роста растений. Понять, как растения растут от семени до полноценного растения. Наблюдать, как семена прорастают, листочки распускаются, стебли и корни развиваются. Это поможет лучше понять жизненный цикл растений.
  2. Понимание важности света, воды и почвы для роста растений. Изучить, как свет, вода и питательные вещества из почвы влияют на здоровье и рост растений. Экспериментирование с разными условиями освещения, полива и типами почвы, чтобы понять, что работает лучше всего для растений.
  3. Умение заботиться о растениях. Развить навыки ухода за растениями, включая полив, удаление сорняков и контроль над их состоянием. Учиться реагировать на потребности растений и обеспечивать им оптимальные условия для роста и процветания.
  4. Практическое использование растений. Использование выращенных растений для приготовления пищи. Сбор свежих овощей или фруктов и приготовление из них вкусных и полезных блюд.

Это поможет ребятам понять, что выращивание собственного урожая  может быть полезным и увлекательным занятием.

Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки фото-коллажей «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями. Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

Огород на окне - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.

Описание этапов работы:

Введение и объяснение.  На первом занятии объясните детям, что они будут создавать мини-огород на окне. Расскажите им о том, как растения растут, что им нужно для роста (свет, вода, почва) и как мы можем помочь им вырасти на окне.

Планирование и подготовка. Вместе с детьми определите, какие растения они хотели бы выращивать на окне. Обсудите различные виды растений, которые хорошо растут в закрытом помещении, например, петрушка, базилик, мята, зеленый лук и т.д. Составьте список необходимых материалов, включая горшки, землю, семена и садовый инструмент.

Подготовка горшков и почвы. Разделите детей на подгруппы и дайте каждой подгруппе несколько горшочков и землю.  Расскажите ребятам, как правильно заполнить горшки почвой и  как правильно сажать семена. Горшочки можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики; или оформить весь огород в едином стиле, объединенным общей темой.

Посадка семян. Разрешите каждой подгруппе детей посадить семена в свои горшочки, объясните, что нужно регулярно поливать растения и следить за их ростом. Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Уход за растениями. Объясните детям, что растения нуждаются в достаточном количестве света и воды для роста. Проведите занятия, в которых они будут отвечать за полив растений и следить за их состоянием. Расскажите  также о том, как растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Огород на подоконнике предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями.

Наблюдение за ростом.  Предложите ребятам вести ежедневный дневник, в котором они будут записывать наблюдения за ростом своих растений. В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал. Обязательно организуйте беседу, во время которой дошкольники смогут обсудить свои наблюдения и задать интересующие их вопросы.

  

 

Сбор урожая. Когда растения вырастут и созреют, соберите вместе урожай. Помогите ребятам понять, когда растения готовы к сбору, и объясните, как правильно срезать или собирать плоды, чтобы не повредить растение.

Приготовление и дегустация. Организуйте занятие по приготовлению простых блюд или закусок, используя собранные растения. Например, можно приготовить салат из свежих овощей или нарезать зелень для добавления в суп. Приготовленные блюда могут быть поданы на специальной выставке для родителей или детей из других групп.

Презентация работы. Пригласите родителей или детей из другой  группы на презентацию совместно проделанной работы «Огород на окне». Дети могут поделиться своими наблюдениями, рассказать о процессе выращивания растений и продемонстрировать свой собранный урожай. Это также отличная возможность для ребят продемонстрировать свои навыки в публичных выступлениях и общении.

Далее ребятам можно предложить  продолжить заботиться о мини-огороде на окне. Приготовить расписание для полива, удобрения и поддержания растений. Продолжайте помогать  дошколятам отслеживать рост и развитие растений, а также обсуждать любые наблюдения или вопросы, которые у них возникают.

После успешно проделанной работы «Огород на окне», можно рассмотреть возможность расширения реализации идеи. Например, можно создать вертикальный огород на стене, использовать дополнительные растения или исследовать другие аспекты сельского хозяйства и окружающей среды.

Оценка и обратная связь. Проведите оценку работы, проделанной  с участием детей, родителей и педагогов. Выясните, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного плана.

Какие же растения выбрать для посадки?

Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:

В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как:  зелень (укроп, салат, щавель и другие); луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый);  капустные (капуста белокочанная, краснокочанная);  плодовые (огурец, томат, перец);  корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель);  бобовые (горох, фасоль), хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Сбор урожая зависит от типа выращиваемых растений и их времени созревания. Ниже приведены примеры времени созревания для некоторых популярных растений:

Зелень (петрушка, базилик, мята, зеленый лук): Обычно зелень можно начать собирать через 4-6 недель после посадки семян. Срезайте внешние листья, оставляя внутренние для продолжения роста.

Помидоры: Созревание помидоров занимает примерно 60-80 дней после появления первых побегов. Они созревают, когда становятся полностью окрашенными и мягкими при нажатии.

Огурцы: Огурцы могут созревать примерно через 50-70 дней после посадки. Они готовы к сбору, когда достигают своей полной размерности и имеют ярко-зеленый цвет.

Салатные листья: Молодые листья салата можно начать собирать через 3-4 недели после появления всходов. Срезайте внешние листья, оставляя середину растения для продолжения роста.

Редис: Редис может быть готов к сбору уже через 20-30 дней после посева. Он созревает, когда его корнеплод достигает желаемого размера и становится сочным и хрустящим.

Важно следить за каждым растением и собирать урожай в тот момент, когда оно достигает оптимальной зрелости. Регулярное наблюдение и проверка готовности растений помогут вам определить время сбора урожая.

Предполагаемый результат создания мини-огорода на окне может быть разнообразным и зависит от конкретных условий и вложенных усилий. Вот несколько предполагаемых результатов:

- Рост и развитие растений. Дети увидят, как маленькие семена превращаются в зеленые ростки, а затем в полноценные растения. Они будут наблюдать, как растения расширяются и формируют листья, стебли и корни. В конечном итоге, растения могут стать цветущими или даже давать плоды, в зависимости от выбранных видов.

- Понимание роста растений. Дети получат представление о том, как растения растут и что им нужно для нормального развития. Они поймут важность света, воды и питательных веществ из почвы для здоровья и роста растений. Это поможет им лучше понять природные процессы и взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой.

- Умение заботиться о растениях. В процессе ухода за своим мини-огородом, дети разовьют навыки ухода за растениями, такие как полив, удаление сорняков и контроль за состоянием растений. Они научатся быть ответственными и заботливыми, учитывая потребности растений и реагируя на изменения в их состоянии.

- Удовлетворение и радость. Результатом проделанной работы будет удовлетворение и радость детей от наблюдения за ростом и развитием  растений. Ребята будут гордиться своими достижениями и возможностью выращивать самостоятельно продукты или наслаждаться цветущими растениями. Это может стать источником вдохновения и радости для детей в процессе создания и ухаживания за своим мини-огородом.

Важно отметить, что каждый результат будет индивидуален и зависит от усилий, времени и заботы, вложенных в работу. Однако, в любом случае, создание мини-огорода на окне будет полезным и познавательным опытом для детей, что поможет развить у воспитанников ДОУ ответственность, уважение к своему и чужому труду, трудолюбие, расширит интеллектуальные и творческие навыки детей. Воспитанники узнают о строении растений, о способах выращивания и ухода за ними.

 

         Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"

 

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).