ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Данилова Екатерина Олеговна

старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования Ейский район

 

 

Вы тоже ходили в детский сад и на выпускной получили на память папку со своими «произведениями искусства»? Можете ли вы еще вспомнить, как были сделаны эти фотографии, или у вас есть какие-нибудь другие воспоминания об этом периоде становления? Сейчас папки того времени все чаще превращаются в портфолио, которое ребенок хранит о своем развитии. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и возрастными особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Откуда взялся термин «портфолио» и где он используется?

Слово портфолио происходит от латинского языка и состоит из терминов portare = нести и folium = лист и означает портфель или папку для документов.  Портфолио используется везде, где люди собирают что-то по определенной теме и объединяют в книгу ил папку. Портфолио известно, в частности, в банках и на фондовых биржах, среди художников, в менеджменте и в образовательном секторе.

Портфолио в педагогической сфере, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача «Портфолио» показать все, на что ты способен.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Дети открывают и узнают себя в портфолио. В образовательной сфере мы часто говорим о «детской книге», «Я-книге» или «детской папке». Такие термины, в частности, укрепляют самооценку ребенка и дают понять, кто управляет портфолио. В профессиональном обмене и в родительской работе желательно упоминать термин «портфолио», чтобы четко отличать его от «старой доброй» папки.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, заинтересовать их, чтобы они принимали участие в жизни ребенка и в жизни группы – очень важно, не потому что этого хотим мы – педагоги, а потому что необходимо для развития их собственного ребенка. Взаимодействие семьи  оказывает большое внимание на развитие личности детей. Совместное воспитание позволяет значительно повысить эффективность работы.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей; воспитание любви к семье.

Актуальность данной формы взаимодействия:

-даёт возможность ребёнку почувствовать себя частью дружной семьи;

-систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания;

-родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить;

-ребёнок может самореализоваться, самосовершенствоваться и творчески раскрыться.

Ценность портфолио:

- сближаются все члены семьи;

- формируется положительная характеристика семьи;

- ребёнок развивается, раскрывается, воспитывается;

- совершенствуются детско-родительские отношения;

- возникает потребность в сотрудничестве ДОУ и семьи.

Особенности портфолио:

- не имеет единой фиксированной структуры;

- отражает индивидуальность и самобытность авторов;

- презентация портфолио не является целью его создания;

Каковы условия достижения цели при создании Портфолио?

  1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Вид, структуру и содержание портфолио определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Портфолио используется в детских садах и школах и показывает развитие ребенка посредством различных документов.

Какие документы входят в портфолио? В принципе, в портфолио собрано все, что иллюстрирует развитие и среду ребенка. Это могут быть: фотографии ребенка в разных ситуациях, комментарии ребенка к фотографиям, автопортреты, детские работы, страницы обо мне («Это Я»; «Вот как мне нравится в детском саду»; «Вот как я наряжаюсь на карнавал»; «Вот что мне нравилось на каникулах»), страницы о проектах учреждения, страницы, разработанные семьей ребенка, письма ребенку – написанные родителями в начале детского сада или в промежутках, написанные педагогическим персоналом во время переходов (перехода в другую группу, прощания с учреждением) или во время радостных событий, детские интервью, собранные предметы, такие как билеты, открытки, брошюры, сувениры из отпуска и т. д., зучение историй.

Несколько советов по наполняемости портфолио!

Фотографии ребенка в разных ситуациях.

В повседневной жизни детского сада существует бесконечное количество ситуаций, в которых ребенка можно сфотографировать на этапах развития и обучения, а также во время особых переживаний. И решить, когда наступит подходящий момент, чтобы нажать затвор на фотоаппарате, зачастую непросто. В этом контексте поговорка «меньше значит больше» очень верна. Поток фотографий ребенка вызывает стресс у всех участников и в конечном итоге уже не доставляет удовольствия. Поэтому делайте целенаправленные фотографии и фиксируйте ситуации на уровне глаз ребенка. На фотографиях могут быть представлены занятия ребенка в детском саду, особые события, такие как выпавший зуб, выясненные интересные факты (холод и пушистость снега совсем рядом), открытия ребенка (полностью погружен в то, что делаешь).

Фотографии показывают, насколько сосредоточенными могут быть дети, как они взаимодействуют друг с другом. Дают информацию о развитии ребенка и даже о его одаренности. Делают видимыми чувства –радость, счастье, энтузиазм.

Изготовление изделий из самых разных материалов является частью повседневной жизни в детском саду и документирует важную часть образовательной работы. Значимые события для всей семьи, такие как первый день в детском саду, задокументированы фотографиями. Совместное переживание чего-то и возможность снова и снова вспоминать это через фотографию укрепляет социальное поведение ребенка. И каждый значимый шаг развития отмечен фотографиями. Фотография надолго сохраняет память, например,  о самодельных защитных очках. Постановочные фотографии на празднике, карнавале, тоже могут занять свое место в портфолио (даже вид сзади оставляет воспоминания).

Для особого мероприятия иногда требуется более одной фотографии (переход из группы в группу для ребенка чрезвычайно важен). Выпечка собственного праздничного торта — важный ритуал, который стоит (по крайней мере) сфотографировать (сконцентрирован на работе). Таланты ребенка зафиксированы в фотографиях. Возможность держать миксер в одиночку показывает всем: «Я могу это сделать!»

Комментарии детей к фотографиям.

Во многих детских садах принято хранить фотографии в альбоме группы, но совсем другое значение для ребенка приобретают фотографии, когда он сам их выбирает, приклеивает и комментирует своими словами.

Конечно, соавторы могут дополнять фотографии фактами, такими как дата и краткое описание ситуации.

Высказывания ребенка записываются дословно. Некоторые дети кратко и емко комментируют свои фотографии, а некоторые очень подробно описывают их и тем самым заново переживают изображенную ситуацию.

Комментарии ребенка придают фотографиям особый смысл.

Рассматривая их, ребенок устанавливает связь между своими действиями и причиной действия. Память о специальных действиях подкрепляется некоторыми комментариями.

Отдельные фотографии самих себя укрепляют веру ребенка в то, что они важны и что ситуация уникальна. Ребенок часто запоминает через фотографию совсем не то, что видно на первый взгляд. Комментарии детей придают фотографиям индивидуальность.

Очень полезно отразить в портфолио развитие речи ребенка, что является непростой задачей для детей, посещающих детские сады.

Иногда достаточно одного слова или имени, чтобы все объяснить. Иногда есть о чем поговорить и, вклеивая фотографии в портфолио, ребенок заново переживает момент смены группы, который был таким значимым.

Документирование посещения детской площадки также формирует мир впечатлений ребенка. Дети могут использовать фотографии, чтобы вспомнить, что они испытали в показанной ситуации, даже несколько недель спустя. Дети часто комментируют свои фотографии очень кратко и ограничиваются самым необходимым.

Комментарии ребенка часто основаны на фактах и ​​не содержат места эмоциям. Даже если эмоции – например, радость – видны отчетливо. Детям нравится вместе придумывать новые слова, чтобы дать общее выражение своим действиям, например, слово «калабум» означает «окунуться, броситься  в развлечения».

Автопортреты.

Детям в детсадовском возрасте очень важно воспринимать себя как личность и выражать это восприятие в рисунках. Сначала ребенок рисует круги и линии, изображающие себя. Следующим шагом в развитии живописи являются «головоногие», при которых ребенок рисует части тела прямо на голове. Затем ребенок может рисовать себя все более точно. Осознание тела ребенка становится ясным в автопортретах.

Дети открывают для себя свою индивидуальность и выражают это знание в своих автопортретах, которые со временем становятся более детальными. Чем дальше прогрессирует развитие живописи ребенка, тем точнее становятся рисунки, дополняются людьми и предметами (важные для ребенка части тела могут быть выделены определенным цветом или размером, от контуров тела до одежды. Например, на рисунке выделяется обувь, т.к. ботинки были новыми, когда был создан рисунок).

Готовые формы помогают делать автопортреты с каждым ребенком через определенные промежутки времени и документировать их одновременно с датой и подписью ребенка.

Детское творчество.

Искусство – это широкий термин, который трактуется очень по-разному. Глаз зрителя часто видит нечто совершенно иное, чем то, что хочет выразить художник своим произведением. И не каждое произведение искусства получает разрешение автора на включение в свое портфолио. У детей очень разные критерии отбора работ для портфолио.

Для одного ребенка важны первые написанные слова, для другого — его одноглазый снеговик. Один ребенок считает, что его красочная картинка великолепна, другой считает, что его рисунок нарисован линиями. Соавторы фиксируют в фотографиях, как создавались произведения искусства и какие шаги обучения проходил ребенок. Они обсуждают с детьми то, что видно на фотографиях, и записывают к ним комментарии ребенка или ребенок самостоятельно вносит комментарии к своей творческой работе (Первый писательский успех – черный цвет придает сияние другим цветам и придает снеговику особый характер). Детские руки – это тоже произведение искусства, здесь эффектно подчеркнутые синим цветом.

Дети способны концентрироваться на чем-то одном в течение определенного периода времени, и документирование посредством последовательности изображений иллюстрирует их сосредоточенные действия. Трехмерные объекты также могут найти свое место в портфолио, если они не слишком толстые. Дети выбирают изображения, которые попадают в их портфолио, и с удовольствием комментируют свой выбор, просматривая. «Посмотрите, как я там рисовала…» Рисунки дают информацию о развитии живописи ребенка (с помощью картинки ребенок начал рисовать замки и дворцы из простых домиков. Это изображение породило множество предположений относительно того, что оно должно изображать).

Страницы обо мне.

Что важно для развития ребенка, так это то, что ребенок познает себя и тем самым получает возможность найти свою собственную идентичность. Не менее важно для развития ребенка, чтобы окружающие были заинтересованы в его развитии и сопровождали его на жизненном пути.

Страницы ОБО МНЕ являются рупором ребенка.  На этих страницах важны внешние характеристики ребенка, такие как цвет волос, рост и вес. С другой стороны, важны внутренние ценности и взгляды ребенка: Что для меня важно? Что мне нравится? Есть ли вещи, которые я вообще терпеть не могу?

Дети постоянно меняются, просто в процессе своего роста. Отпечаток руки через равные промежутки времени наглядно это иллюстрирует. Детям нравится время от времени прикладывать руки к отпечаткам ладоней, чтобы проверить рост своих рук.  Регулярно измеряя и взвешиваясь, ребенок сможет увидеть, как он растет и становится больше (длина нити равна длине тела ребенка. Это дает ребенку возможность еще раз сравнить различные фазы своего роста).

Возможность выражать свои желания и идеи помогает ребенку в развитии его личности. Через страницы ОБО МНЕ ребенок узнает, что он уникален и важен.

Страницы о проектах учреждения.

Обучение ребенка является частью повседневной жизни в детском саду. Ребенка поощряют и поддерживают в его развитии различными способами. Проекты – это возможность наглядно, информативно и конкретно проиллюстрировать ребенку конкретную тему.

Проект может длиться месяцы или даже неделю. Речь может идти о чем-то очень маленьком, например, муравье, или о чем-то большом и массивном, например, о динозаврах. Темой может быть космос, школа, кролики или дружба – идеям нет границ. Можно рисовать, играть, музицировать, готовить, танцевать, экспериментировать, печь, заниматься поделками – все разрешено и имеет смысл, когда дело доходит до понимания темы.

Чтобы ребенок всегда помнил проект и опыт, для портфолио очень важны страницы о проектах. Фотографии помогают ребенку запомнить, тексты передают специальные знания, а предметы проекта также находят свое место в портфолио. Каждый ребенок имеет право на свою личную фотодокументацию проекта.

Отдельные этапы проекта записываются по отношению к соответствующему ребенку. Детские рисунки и картинки дополняют проектную документацию и дают информацию об уровне знаний ребенка. Песни, игры и тексты являются частью проектной документации. Интервью с детьми углубляет опыт и завершает проект.

Страницы созданы семьей.

В интересах ребенка педагогические работники и родители соблюдают образовательное партнерство на период пребывания ребенка в детском саду. Страницы портфолио, которые семьи создают для своего ребенка, иллюстрируют это образовательное партнерство и показывают связь между различными мирами опыта ребенка. Все вместе думают о ребенке и поддерживают его в процессе развития и обучения.

Таким образом, особые истории и впечатления не теряются. Наоборот, они замечаются и придают портфолио ребенка еще одну изюминку. Портфолио отражает опыт и развитие ребенка. Два основных мира опыта ребенка находятся дома и в детском саду.

Письма ребенку.

В мире, где сообщения отправляются или удаляются одним щелчком пальца (мыши), буквы приобретают совершенно новый смысл. Они явно выделяются на фоне быстро меняющейся тенденции - желания иметь все одинаковое и немедленно.

Написание личных писем требует спокойствия, размышлений и концентрации на человеке, которому вы пишете. А как приятно, когда получаешь письмо или открытку. Дети гордятся письмами и открытками, замечают, что я важен и что обо мне кто-то подумал. Письма — это ценность для будущего и важная часть портфолио. Письма трогают и передают ребенку нежность и любовь. Хранение писем в портфолио также может быть творческим. Поздравления в будущее – это добрые мысли, которые записаны и сопровождают ребенка в его жизни.

Детские интервью

У детей бесконечные идеи, и они придумывают собственные мысли по тысяче вещей. Детское интервью дает ребенку возможность выразить свои идеи и мысли словами и поделиться ими с окружающими. Вопросы (открытые) для детского интервью сформулированы в дружелюбной к ребенку форме и основаны на его опыте.

Интервью с детьми дают возможность раскрыть какую-либо тему. Важно проводить интервью с каждым ребенком наедине, чтобы он мог сосредоточиться на своих мыслях и идеях.

Детские интервью помогают ребенку разобраться с трудными темами (например, опросник, посвящённый переходу в школу, что также связано со страхами). Детские интервью, которые проводятся в диалоге с ребенком, концентрируют внимание на ребенке и дают ему устойчивое чувство интереса к себе.

Рисунки по-особому дополняют детские интервью. Размышляя о теме, ребенок может адаптировать к ней свои рисунки.

Собранные предметы.

Детям нравится собирать вещи. Часто это предметы, которым взрослый человек придал бы мало или вообще не придал бы значения. Важными находками для ребенка могут стать палочки, камни, ракушки или даже листья.

Эти предметы обычно не подходят для портфолио, но входные билеты, брошюры, открытки, карты и тому подобное могут попасть в портфолио ребенка.

Благодаря собранным предметам впечатления сохраняются в памяти, и ребенок может сортировать их по соответствующим фотографиям (объекты, собранные с летнего отдыха, готовы к дальнейшей обработке для портфолио). Обычно открытки и входные билеты являются популярными сувенирами и дети их просматривают снова и снова.

Кто управляет портфолио?

Дети и взрослые вместе работают над портфолио.

Ребенок является автором своего портфолио, соавторами являются родитель и педагоги. Соавторы фотографируют, пишут письма ребенку, помогают ему в сборе документов, записывают высказывания ребенка по поводу фотографий или пишут обучающие рассказы.

Прежде всего, они вступают в диалог с авторством ребенка. Авторы нуждаются в разной степени поддержки со стороны своих соавторов. Это зависит от возраста и развития ребенка. Конечно, малыш еще не умеет фотографировать, собирать любимые вещи или записывать. Дети младшего возраста зависят от того, что другие замечают этапы их развития и записывают их в тексте и картинках. Ребенок старшего же возраста может фотографировать, собирать вещи и писать тексты. Он может работать над своим портфолио гораздо более независимо и лишь изредка нуждается в поддержке соавторов.

В интимном единении.

Работа с портфолио требует правильной обстановки – особенно тихой. Представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе и пытаетесь рассказать собеседнику интересную историю. Вас постоянно беспокоят входящие и выходящие люди, и в конце истории человек, с которым вы разговариваете, спрашивает: «Что вы сказали?» Дети чувствуют то же самое, когда в повседневной групповой жизни их отвлекаю в момент работы за портфолио. Также дети сразу замечают, когда взрослые отвлекаются и их внимание обращено куда угодно, только не на них, часто обижаются и это звучит так: «Я неважен!» Поэтому отбор материала для портфолио и обсуждение их должно происходить в спокойной обстановке между двумя людьми». Не всегда легко реализовать это в реальности, но это того стоит.

Портфолио и время.

Портфолио не создается за один день, а пополняется в ходе постоянного процесса. Поскольку это развивающая документация, портфолио также должно создаваться параллельно с развитием ребенка. Запланировать фиксированный день в неделю для работы с портфолио оказалось очень полезным. Таким образом, собранные материалы можно быстро рассортировать по портфолио, и ребенок будет иметь текущую информацию о фотографиях, своих произведениях искусства и других документах портфолио.

Портфолио является очень подходящей основой для дискуссий, которые специалисты в области образования и родители ведут о развитии ребенка. Ребенок участвует в этих обсуждениях, представляя свое портфолио присутствующим взрослым и сообщая о своем развитии на основе своего авторства.

Портфолио принадлежит ребенку.

С самого начала портфолио принадлежит ребенку! Такое отношение означает, что само собой разумеется, что ребенок активно участвует в разработке своего портфолио и может в любое время взять, просмотреть и оформить книгу самостоятельно. В результате у ребенка развивается осознание того, что его ценят и уважают. Соавторам, конечно, придется заранее спросить ребенка, как владельца портфолио, можно ли ему посмотреть книгу. И решение ребенка надо уважать.

Корни и крылья.

Если дети маленькие, мы должны помочь им пустить корни. Но как только они вырастут, мы должны дать им крылья.

Эта индийская пословица очень хорошо применима к портфолио ребенка. Портфолио делает видимыми сильные стороны и навыки ребенка. Ребенок получает внимание и заботу через интенсивный контакт со своими соавторами. Это позволяет ему сформировать прочные «корни», которые обеспечивают устойчивые отношения и навыки. Кроме того, опыт работы с портфолио помогает ребенку соответствовать требованиям большого мира.

Работа над портфолио – это образовательная работа. В ней дети интеллектуально, эмоционально и практически взаимодействуют с собственной личностью, соей самобытностью и идентичностью, своими интересами, умениями, тем, что они создали сами, тем, что они пережили, тем, что прекрасно и особенно.

Введение «Портфолио» позволит педагогам целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Считаю, что создание «Портфолио» в дошкольной организации очень актуально и нужно для детей, чтобы  дети знали историю своей семьи, чтобы остались фотографии, какие они были в детстве, картинки, детские работы.

Итак, основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать о будущем, проследить динамику и путь развития своего рода.

Перейти к публикациям для педагогов в журнале "Мудрец"

© 2024. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).