Программные задачи:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, воздуха, бумаги.
Развитие познавательной активности, навыков анализа и синтеза.
Воспитывать интерес к окружающему миру, самостоятельность, наблюдательность, аккуратность.
Материал: лёд, нитки, соль, строительный материал, листы бумаги А4, поролон, ёмкости с водой.
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Сегодня мы с вами оказались в нашей лаборатории, предлагаю Вам стать исследователями. У меня много вопросов, я думаю, что Вы постараетесь объяснить некоторые непонятные на первый взгляд явления.
Перед собой вы видите много интересных предметов.
Они вам знакомы, но вместе с тем они хранят в себе загадочные свойства. На эти загадки я думаю вы найдете ответы.
Ответы детей: Да, согласны
(Дети перечисляют, что видят)
(Дети рассматривают)
2 этап: способствуем вспомнить планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Так, так, так! Загадки! Какие загадки? Вот у меня загадки – настоящие чудеса! Вот смотрите – никогда не отгадаете. У меня есть волшебный кристалл! Я могу держать его за ниточку.
Как вы это объясните? Только с помощью волшебной силы!
Сейчас мы разберемся – чудо это или нет. Посмотрите, ребята, что нам понадобиться для эксперимента.
Что происходит со льдом?
А что было бы, если бы вода была горячая?
Что может соль сделать со льдом?
Как вы думаете, сколько соли нам понадобиться для опыта?
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"
(Показывает лёд на ниточке)
Ответы детей: Мисочка с водой, кусочек льда, нитка, соль
Ответы детей: Плавает, потому что он легче, чем вода
Предполагаемый ответ детей: Он бы растаял
Ответы детей: Растопить
Ответы детей: Немного, иначе соль растает
3 этап: способствуем содержится реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Все готовы увидеть волшебные превращения?
Проведение опыта: на лед, плавающий в воде, положить нитку, попробовать вытянуть (не получается); присыпать солью; понаблюдать с помощью лупы – что происходит; через некоторое время попробовать поднять лед за нитку.
Воспитатель: Что у вас получилось, ребята?
Как же это получилось?
Посмотри, как мы умеем. И не какого волшебства, и чуда.
Воспитатель: Вы меня удивили, поразили! Но я не поверю, что вы так всегда можете. Это случайность. Я наколдую еще одно чудо. Посмотрите на эту коробочку. Возьмите ее в руки. Что вы можете сказать про нее?
А вот и нет! Смотрите!
(Достает из коробочки кусочки поролона и складывает их на стол)
Воспитатель: Никакие это не чудеса. Ребята мы сейчас расскажем, почему это получается.
Возьмите поролон. Исследуйте его.
Что вы можете сказать?
Давайте опустим поролон в воду
А теперь сожмем в воде. Что вы видите?
Так что же получилось? Кто знает ответ?
Воспитатель: Вы меня удивили! Ребята, положите лист бумаги на два кубика, как мостик. Что он может выдержать?
Поставьте сверху кубик
Что надо сделать с бумагой, чтобы она стала «сильной»?
Воспитатель: Какие молодцы! Вы настоящие волшебники! Ответы детей: Да, согласны.
(Дети поднимают лед за ниточку)
Ответы детей: Наблюдали через лупу, как соль растапливала лед, а сама преобразовывалась в кристаллики
Ответы детей: Она легкая, внутри ничего не гремит, не шуршит, не пахнет, она пустая
(Дети рассматривают через лупу, сжимают)
Ответы детей: Материал легкий, цветной, мягкий, весь в дырочках, его можно сжать
Ответы детей: Она плавает, потому что очень легкая
Ответы детей: Появляются пузырьки, выходит воздух
Ответы детей: Поролон хорошо сжимается, потому что он пористый и из него выходит воздух
Ответы детей: Перышко, поролон, листик, ниточку, что-то легкое
(дети ставят кубик, бумага не выдерживает)
(дети складывают бумагу «гармошкой», повторяют опыт, делают вывод)
Ответы детей: Нет. Мы не волшебники, а исследователи.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами многое узнали. Но загадки природы сразу нелегко понять. Это не беда. Всему свое время. Немного подрастете, будете изучать законы физики и химии в школе, тогда много сможете сами понять и объяснить.
Воспитатель: Я согласна с вами.
Вы сегодня были сообразительными и внимательными.
Воспитатель: Вам понравилось в лаборатории?
Ребята, напомните, для чего мы с вами отправились в лабораторию?
У нас получилось?
Ребята, у нас с вами все получилось. Молодцы!
Ответы детей: Да, согласны
Ответы детей: Да, понравилось, очень.
Ответы детей: Отыскать ответы на вопросы, выполнять задания.
Ответы детей: Да, получилось.
Ответы детей: Согласны! Отлично! Здорово!