ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

Аннотация: С внедрением обновлённых государственных образовательных стандартов, развитие личности учащегося становится основной целью обучения. Одним из приоритетов современной российской образовательной политики является обеспечение высокого уровня образования. В тексте рассматриваются современные методы и процессы в начальной школе, новейшие технологии, условия для развития учеников с учетом их потребностей, возможностей и стремления к самореализации и профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: инновации, начальная школа, обучающиеся, учитель.
Наши дети – это люди нового поколения, следовательно, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Образование выходит на новую ступень. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Термин "инновация" переводится с латинского как "обновление, новшество или изменение".
В контексте образовательного процесса инновация означает внедрение чего-то нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, а также в организацию совместной деятельности учителя и ученика.
Некоторые элементы инновационной деятельности включают:
Проектная деятельность
В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а параллельно с ним как компонент образовательной системы. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, включая определение вида продукта и формы его презентации. Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных мероприятий с указанием результатов, сроков и ответственных лиц. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительной чертой проектной деятельности является поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иными словами, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности и представлен достаточно убедительно как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Следовательно, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое "П" проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, включая черновики, дневники, планы и отчеты.
Готовность младших школьников к проектной деятельности, учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста. По мнению многих отечественных психологов и педагогов эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.
Исследовательская деятельность на уроках
Ученики под руководством учителя проводят наблюдения, используя различные источники информации, делают открытия, выдвигают гипотезы, доказывают, обобщают, сравнивают и делают выводы.
Преимущества исследовательской деятельности:
Развитие критического мышления. Ученики учатся анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, оценивать достоверность источников.
Формирование навыков исследования. Ученики учатся собирать и анализировать данные, формулировать гипотезы и проверять их.
Повышение мотивации. Исследовательская деятельность позволяет ученикам почувствовать себя настоящими учёными, что повышает их интерес к предмету.
Развитие коммуникативных навыков. Работа над проектами требует взаимодействия с одноклассниками, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Как организовать исследовательскую деятельность на уроках?
Выбор темы. Тема исследования должна быть актуальной и интересной для учеников. Она может быть связана с предметом, который изучается, или быть межпредметной.
Постановка цели и задач. Цель исследования должна быть конкретной и достижимой. Задачи должны соответствовать цели и помогать её достичь.
Сбор информации. Ученики могут использовать различные источники информации: книги, интернет, эксперименты. Важно научить их оценивать достоверность источников.
Анализ данных. Ученики должны уметь анализировать полученные данные, выделять главное и второстепенное, делать выводы.
Формулирование выводов. Выводы должны соответствовать цели и задачам исследования.
Презентация результатов. Ученики могут представить результаты исследования в виде доклада, презентации, статьи или другого формата.
Обсуждение результатов. После презентации ученики могут обсудить результаты исследования, задать вопросы и высказать свои мнения.
3) Использование ИКТ
Уроки с применением информационных технологий обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более увлекательным для учащихся, что обычно приводит к более эффективному усвоению знаний и улучшению уровня наглядности на уроке. Применение некоторых компьютерных программ облегчает работу педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, что позволяет освободить время на дополнительные задания (благодаря тому, что материалы заранее подготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, этого можно достичь и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии бесспорно создают гораздо более высокий уровень наглядности. Возможность демонстрации явлений, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука и фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, предоставляют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов), визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, не только за счет разноуровневых заданий, но и благодаря самообразованию учащегося.
Любое внедрение ИКТ в образовательную среду должно быть обосновано.
Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий отличается от традиционного урока. Сложно выделить единую структуру такого урока, так как каждый урок уникален по ряду причин: специфика предметной области, содержание конкретного урока, привязанность к аппаратным средствам информационных технологий, дидактические возможности программных средств, тип и качество электронных ресурсов, ИКТ-компетенция педагога. Разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы в зависимости от выполняемой функции:
Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.);
Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
4) Применение активных и интерактивных методов обучения
Подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ученик формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний. Для повышения профессиональных компетенций в области использования инновационных технологий можно пройти дополнительную профессиональную образовательную программу, например, «Инновационные технологии как основа профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ФОП НОО».
Таким образом, готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Внедрение инновации в начальную школу способствует повышению мотивации у младших школьников к обучению, обновлению технологий образования, улучшению качества образовательных услуг, выполнению общественного заказа.

Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).