«Когда люди чувствуют, что их ценят,
они начинают действовать так,
чтобы и дальше ощущать эту ценность».
Карл Роджерс
В современном мире, где информационные потоки становятся всё более интенсивными, а технологии развиваются с невероятной скоростью, общение между людьми приобретает новые формы и особенности. Особенно важно это для сферы образования, где коммуникация между педагогами и родителями играет ключевую роль в формировании благоприятной образовательной среды для детей. Одним из эффективных инструментов, позволяющих улучшить взаимопонимание и взаимодействие между участниками образовательного процесса, является нейролингвистическое программирование (НЛП). Нейролингвистическое программирование - это направление в практической психологии, которое изучает структуру человеческого опыта, предоставляя средства для моделирования любых видов поведения.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) строится именно на принципе из данной цитаты известного психолога К. Роджерса, который помогает педагогу установить доверительные отношения с родителями, понять их потребности и ожидания, а также донести до них информацию о ребёнке в доступной и понятной форме.
В условиях динамичного развития общества и постоянных изменений в требованиях к образованию, актуальность темы использования НЛП в детском саду становится очевидной. Это связано с необходимостью поиска новых подходов к взаимодействию с родителями, которые позволяют не только информировать их о достижениях и проблемах ребёнка, но и вовлекать в образовательный процесс, создавать атмосферу доверия и сотрудничества.
На практике использование НЛП в детском саду может проявляться в различных формах. Например, педагог может применять такие техники, как активное слушание, перефразирование, отражение чувств, чтобы показать родителям, что он их слушает и понимает. Это создаёт атмосферу доверия и открытости, позволяет родителям чувствовать себя услышанными и понятыми.
Ещё один пример — использование метафор и аналогий, которые помогают родителям лучше понять информацию о ребёнке. Например, вместо того чтобы говорить: «Ваш ребёнок плохо ест», можно сказать: «Ваш ребёнок как птичка, которая не хочет сидеть в клетке». Такая форма подачи информации не только делает её более понятной, но и вызывает положительные эмоции у родителей.
Из личной практики работы воспитателем детского сада приведу пример такой ситуации, когда я столкнулась с проблемой недостаточной коммуникации с родителями одного из воспитанников. Родители редко общались со мной, не участвовали в родительских собраниях и не отвечали на сообщения. Я решила попробовать использовать методы нейролингвистического программирования для улучшения коммуникации с родителями. Мои действия осуществлялись пошагово: во – первых, проанализировав ситуацию, я выяснила, что родители мальчика, с которым возникли проблемы в общении, предпочитают визуальное восприятие информации. Они лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат или читают.
Затем я использовала метод «визуализации» - подготовила красочную презентацию о жизни детского сада, о том, как проходит день ребёнка, о мероприятиях, которые проводятся. Презентация содержала фотографии, видео и текст. После этого я организовала встречу с родителями мальчика и показала им презентацию на большом экране. Родители были впечатлены тем, как ярко и красочно была представлена информация. Отправив родителям мальчика ссылку на презентацию, я предложила им посмотреть её в удобное время. К моему удивлению, родители охотно согласились. В результате, после использования метода «визуализации», родители мальчика стали более открыто и активно общаться со мной, стали посещать родительские собрания, отвечать на сообщения и интересоваться жизнью детского сада.
Этот пример показывает, что использование методов нейролингвистического программирования может быть эффективным инструментом для улучшения коммуникации между воспитателем и родителями. Каждому педагогу важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации родителями и выбирать подходящие методы для достижения результата.
В рамках НЛП используются различные техники и методы, включая игры, которые могут помочь людям лучше понять себя и других, а также улучшить коммуникацию и взаимодействие. Вот несколько примеров игр, основанных на принципах нейролингвистического программирования.
Игра «Семейный совет» преследует цель: развивать коммуникативные навыки и умения принимать совместные решения у детей и взрослых.
Алгоритм проведения: Соберитесь вместе и представьте, что вы — члены семейного совета. Обсудите, как прошёл день у каждого из вас, и поделитесь своими впечатлениями. Воспитатель предлагает родителям и детям представить, что они — команда корабля, которая должна принять важное решение. Например, куда отправиться в следующее путешествие. Родители и дети обсуждают возможные варианты и приходят к общему решению.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы — команда корабля, который отправляется в путешествие. Как вы думаете, куда мы можем отправиться?
Ребёнок 1: Я хочу поехать на море!
Ребёнок 2: А я хочу поехать в горы!
Родитель 1: Давайте поедем в горы, там красиво и интересно!
Воспитатель: А давайте спросим у родителей, что они думают по этому поводу?
Родитель 2: Я согласен с предложением детей, но давайте подумаем, как мы будем добираться до гор.
Родитель 1: Я думаю, что мы можем поехать на машине, это будет интересно и увлекательно!
Ребёнок 3: А я думаю, что мы можем полететь на самолёте, это будет быстрее!
В результате игры дети учатся принимать совместные решения, развивают коммуникативные навыки и учатся слушать друг друга. Родители, в свою очередь, учатся поддерживать детей в их решениях и принимать совместные решения.
Игра «Мир чувств» развивает эмоциональный интеллект и умение распознавать чувства других людей.
В ходе игры воспитатель предлагает родителям и детям представить, что они оказались в мире, где все чувства и эмоции ожили. Дети и взрослые описывают, какие чувства и эмоции они видят в этом мире, и как они взаимодействуют друг с другом. Воспитатель предлагает обсудить, какие чувства и эмоции могут возникать у людей в разных ситуациях, и как с ними можно справиться.
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы оказались в мире, где все чувства и эмоции ожили! Что вы видите?
Ребёнок 1: Я вижу, как радость и счастье танцуют на лугу!
Ребёнок 2: А я вижу, как грусть и печаль сидят на скамейке и плачут!
Воспитатель: Это грустно! Давайте подумаем, как мы можем помочь грусти и печали?
Родитель 1: Можно подарить им цветы и сказать добрые слова!
Воспитатель: Отличная идея! Давайте сделаем это!
Дети учатся распознавать чувства других людей и помогать им в трудных ситуациях. Родители, в свою очередь, учат детей быть внимательными к чувствам других людей и помогать им.
Игра «Цветные ассоциации» на развитие ассоциативного мышления и творческих способностей. Воспитатель предлагает родителям и детям выбрать один цвет и назвать как можно больше ассоциаций с этим цветом. Воспитатель и дети обсуждают, какие образы, звуки, запахи и ощущения могут быть связаны с этим цветом. Дети рисуют что - то, связанное с выбранным цветом.
Воспитатель: Дети, выберите один цвет и назовите ассоциации с ним.
Ребёнок 1: Зелёный цвет напоминает мне о траве и деревьях!
Ребёнок 2: А мне зелёный цвет напоминает о весне и первых цветах!
Воспитатель: Отлично! Давайте теперь придумаем историю, связанную с зелёным цветом!
Дети рассказывают историю о том, как они гуляли в лесу и видели много зелёных деревьев и трав. В результате у них развиваются творческие способности и умение ассоциировать цвета с различными образами и ощущениями. Родители, в свою очередь, поддерживают детей в их творчестве и помогают им развивать творческие способности.
Таким образом, использование нейролингвистического программирования в детском саду является эффективным инструментом для улучшения коммуникации педагога с родителями. Это позволяет создать благоприятную образовательную среду для детей, вовлечь родителей в образовательный процесс и предотвратить конфликты.
Литература:
Бэндлер Р., Гриндер Д. «Из лягушек — в принцы: нейролингвистическое программирование».
Дилтс Р. «Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП».
Холл М. «НЛП. Практическое руководство для достижения желаемых результатов».
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"