ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"
СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
г. Туапсе
89881539093
Mudrets2019@yandex.ru

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ "МУДРЕЦ"

СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва)
МЕНЮ

В статье аргументируется необходимость разработки и реализации учебных заданий по биологии с применением цифровых инструментов.
Ключевые слова: биологическое образование, информационные технологии, цифровые инструменты.

Все аспекты человеческой деятельности в современном мире, связанные с изучением окружающего мира, охвачены процессом цифровизации. Без применения цифровых образовательных инструментов невозможно сформировать научный взгляд на мир. Биология, будучи частью естествознания, служит не только теоретическим фундаментом для новых направлений в здравоохранении, сельском хозяйстве и фармацевтике, но также открывает двери для формирования новых отраслей экономики и перспектив в технологии.
В современном образовательном процессе в России учителю биологии невозможно обойтись без использования компьютера, смартфона, планшета и, конечно же, без разнообразных гаджетов и доступа в интернет, а также без применения цифровых образовательных ресурсов. На уроках биологии современный педагог формирует занятия, опираясь на цифровые технологии, которые позволяют показывать процессы, функционирование систем и биологические закономерности. Презентации и аудиоуроки, разработанные учителем, соответствуют общеобразовательным программам, доступным на "Конструкторе". Структура урока строится в соответствии с новыми ФГОС и с использованием образовательных платформ. При выполнении домашних заданий, а также подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии, ученики активно используют общедоступные платформы. Эти цифровые инструменты не только помогают учащимся усваивать знания о мире, но и способствуют формированию у учителей функциональной грамотности, показывая, как применять биологические знания в повседневной жизни и развивать проектную и исследовательскую деятельность в школьной среде. Биология как предмет предоставляет уникальные возможности для применения инновационных подходов и методик, способствующих развитию ключевых компетенций учащихся. Применение информационных и цифровых технологий на уроках биологии способствует повышению мотивации учащихся, формированию функциональной грамотности и ключевых компетенций, а также развитию потенциальных способностей и талантов каждого ученика.
Современные информационные технологии играют важную роль в образовательном процессе. Их использование позволяет сделать занятия более наглядными, интересными и содержательными. Вот некоторые достоинства применения информационных технологий на уроках биологии:
1. Повышение уровня обученности при низкой мотивации учащихся благодаря новизне деятельности и интересу к работе с компьютером.
2. Сочетание различных компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов, что улучшает восприятие и запоминание материала.
3. Возможность накопить дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных и самостоятельных работ, подборки задач и тестов.
4. Обеспечение школьников учебными пособиями и индивидуальными заданиями.
5. Использование оргтехники для подбора заданий и облегчения доступа к учебным материалам.
Информационные технологии позволяют представлять информацию в различных формах, выдавать её по частям, активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти [1, с. 7].
В современном образовании одним из эффективных инструментов являются сайты, которые предоставляют разнообразные материалы и ресурсы для изучения биологии. В этой статье мы рассмотрим основные возможности и преимущества использования сайтов на уроках биологии [2, с. 25].
1. Интерактивные материалы. Многие сайты предлагают интерактивные материалы, такие как виртуальные лаборатории, симуляторы и игры, которые позволяют учащимся взаимодействовать с изучаемыми объектами и процессами. Это помогает лучше понять и запомнить информацию.
2. Видеоуроки и анимации. Сайты содержат видеоуроки, анимации и презентации, которые наглядно демонстрируют сложные биологические процессы и явления. Это делает обучение более доступным и понятным для учащихся.
3. Тематические статьи и новости. Сайты предоставляют доступ к актуальным новостям и статьям по различным темам биологии, что позволяет учащимся быть в курсе последних исследований и открытий.
4. Тесты и задания. Многие сайты предлагают тесты и задания для проверки знаний учащихся. Это помогает учителю оценить уровень усвоения материала и определить, какие темы требуют дополнительной работы.
5. Образовательные платформы. Существуют специализированные образовательные платформы, такие как KhanAcademy, где можно найти множество видеоуроков, тестов и заданий по разным темам биологии.
Использование сайтов на уроках биологии позволяет сделать обучение более интересным, наглядным и эффективным. Учащиеся получают возможность самостоятельно изучать материал, выполнять задания и проверять свои знания. Это способствует развитию критического мышления, навыков поиска информации и умения работать с различными источниками [3, с. 40].
Использование сайтов и электронного материала в домашних заданиях на уроках биологии позволяет сделать обучение более эффективным, интересным и запоминающимся [4, с. 78]. Ученики получают возможность самостоятельно изучать материал, выполнять задания и проверять свои знания, что способствует развитию навыков самообразования и критического мышления [5, с. 50]. Рассмотрим особенности использования сайтов и электронного материала в домашних заданиях на уроках биологии:
1. Наглядность. Многие сайты предлагают интерактивные материалы, видеоуроки, анимации и презентации, которые наглядно демонстрируют сложные биологические процессы и явления. Это делает обучение более доступным и понятным для учащихся.
2. Разнообразие тем. Сайты предоставляют доступ к материалам по различным темам биологии, что позволяет ученикам выбирать интересные для них направления и углублять свои знания.
3. Самостоятельное изучение. Учащиеся могут самостоятельно изучать материал, выполнять задания и проверять свои знания, что способствует развитию навыков самообразования.
4. Контроль знаний. Многие сайты предлагают тесты и задания для проверки знаний учащихся, что помогает учителю оценить уровень усвоения материала и определить, какие темы требуют дополнительной работы.
5. Актуальность информации. Сайты регулярно обновляются, поэтому ученики всегда имеют доступ к актуальной информации и последним исследованиям в области биологии.
Примеры сайтов и электронного материала, которые можно использовать в домашних заданиях на уроках биологии [6, с. 20]:
1. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/) — содержит видеоуроки, тренировочные упражнения и текстовый материал по всем предметам школьного курса.
2. Атлас анатомии человека (https://www.zygotebody.com/) — позволяет рассмотреть органы человека в 3D проекции.
3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) — содержит анимационные ресурсы для изучения нового материала и тренажеры для закрепления знаний.
4. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru/) — подходит для дополнительного просмотра при дистанционном обучении и для изучения новой темы на уроках.
5. Образовательные тесты (https://testedu.ru/) — для проверки знаний, можно скачать и распечатать для письменной проверки.
Как мы видим, на данный момент создано много возможностей, для цифровизации современного обучения и в дальнейшем их будет еще больше, но самое главное, что мы должны помнить, что ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе [7, с. 88].

Литература:
1. Арбузова Е. Н., Борисова Н. В. Модель методики использования мобильных технологий в формировании информационной культуры старшеклассников// Учебный эксперимент в образовании, 2020. Nº 3. 0162-69.
2. Берг А. И. Применение ЭВМ в учебном процессе / под ред.
А. И. Берга. Москва: Советское радио, 1969.
3. Борисова Н. В. Формирование информационной культуры старшеклассников в условиях цифровой трансформации биологического образования // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, Nº 3. C. 215-219.
4. Вербицкий А.  А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — Москва: Логос, 2009. 334 с
5. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) в материалы к заседанию президиума РАО
27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018. Т. 2, Nº 5 (55). С. 150-167.
6. Коротков А. В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества // Информационное общество. 2013. Вып. 5
7. Тюменева Ю. А., Вальдман А. И., Карной М. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте: первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 // Вопросы образования. 2014. Nº 1. С. 8-24.

 Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

© 2025. СМИ ПИ № ФС 77-76528 от 15.08.2019 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, г. Москва).